Стиль шинуазри: симбиоз рококо и китайского стиля 65 идей

Лак и лакированная мебель

Подобно тому, как фарфор в Англии стал именоваться China, лаковые изделия получили название Japan, однако лакированные изделия поступали, одновременно, из Японии и Китая. Европа познакомилась с ними в конце 16 столетия, когда из Китая и Японии стали привозить шкафы с выдвижными ящичками, буфеты и сундуки:


Иллюстрация: Музей Виктории и Альберта, Великобритания

Лакирование в традиционной китайской и японской технике сложный процесс, который может насчитывать более 30 этапов покрытия лаком, с точным соблюдением температуры и влажности.

Мебель декорировали двумя способами: резьба и роспись поверхности:

У китайцев существовал отдельный вид декорирования — лаковая резьба. Где рисунок выполнялся в послойном чередовании: узорной резьбы, полировки, окраски, лакировки. Не менее знамениты покрытые сложной узорной резьбой краснолаковые китайские изделия, которой в красный цвет лаку придает киноварь, ртутная руда. Кроме рельефной многоплановой резьбы к знаменитым китайским техникам относятся тончайшая полихромная и золотая роспись лаками по черному или цветному фону, инкрустация перламутром, оловом и серебром.

В Японии — один из наиболее распространенных методов — маки-э. Техника заключается в разбрызгивании золотого или серебряного порошка по лакированной поверхности, для получения узора. Другой тип японского декора — кириканэ (резаный металл), в котором поверхность лака усеяна многочисленными, отдельно наложенными тонкими маленькими квадратами из золота, серебра или олова. Третий вид, хёмон — инкрустация металлическими пластинами, заключается в использовании тонких металлических листов, произвольно нарезанных, и вставленных в лаковую поверхность. Другая техника инкрустации — радэн, использует перламутр, а также жемчуг и слоновую кость. Техника радэн была известна и китайцам; их лаки, инкрустированные кусочками переливчатого голубого и зеленого перламутра, относятся к варианту, который позднее стал называться французским термином lac burgautée. Китайцы использовали для инкрустации множество дополнительных материалов, в том числе нефрит, коралл, слоновую кость, фарфор.


Иллюстрация: Музей Виктории и Альберта, Великобритания

Лаковая мебель высоко ценилась в Европе. Подражая китайским и японским мастерам, европейские мебельщики 17 века, стали инкрустировать свои изделия теми же драгоценными материалами.

Лак из Китая и Японии воспринимался как таинственный и драгоценный материал, из-за того, что его долго не могли повторить, или найти качественный заменитель. Секрет заключался в главном компоненте лака — смолы Лакового дерева (Toxicodendron vernicifluum

), произрастающего в Китае, Японии и Корее. Пока смолу или лак, как сырьё, доставляли до Европы он высыхал и становился непригодным для работы. До появления рецептов заменяющих восточный лак единственным вариантом взаимодействия были поставки готовой мебели и чуть позже полуфабрикатов. В 17 веке в европейских странах были разработаны аналоги лака с другой рецептурой.

Мода на лаковые изделия вскоре привела к распространению лакирования как модного занятия, особенно в Англии, где оно называлось японированием.

Во Франции лакирование называлось ouvrage а la Chine в переводе — изделие китайской работы.

Производства лакированной и резной мебели открывались в Германии:


Лакированный стол и стулья в стиле шинуазри в китайской комнате. Дворец Нимфенбург, Мюнхен, Германия.

В России познакомились с лакированной мебелью при Петре I, когда в дар от императора Канси было передано: «много лаковых столов,стульев и маленьких шкафов».

Гардеробы и комоды в стиле шинуазри — минималистичные или богато декорированные

Азиатская мебель, особенно гардеробы и комоды, прочная и тщательно сделанная; продуманные до мельчайших деталей, она часто демонстрирует мастерство. Благодаря ручной работе, металлической фурнитуре, шинуазри радуют насыщенными красками, формами и богатым орнаментом. 

В прошлом, чтобы подчеркнуть статус и престиж владельца, азиатская мебель должна была быть сделана из экзотических деревьев из Вьетнама, Таиланда или Индонезии (например, Зитан или Хуанхуали), но сегодня в этом отношении есть свобода. В своих простейших моделях они своим минимализмом могут напоминать скандинавский стиль.

Однако вы можете украсить свои комоды восточными узорами и таким образом придать им неповторимый характер или купить более дешевые варианты, сделанные из таких деревьев, как груша, вяз, кипарис, сосна, пихта, орех или тополь. Любителям шинуазри может показаться любопытным тот факт, что иллюстрации на фасадах мебели часто являются символическими изображениями сцен. 

Здесь нет случайных видов цветов, фруктов или животных, а также их местоположения. Каждый элемент может иметь дополнительное значение и символизировать, например, плодородие, семейное счастье и т. д. Выбор огромен, и каждый найдет что-то уникальное для своего интерьера.

Дизайны шинуазри и их потомки

Акварельные рисунки природы в китайском искусстве отражали красоту и гармоничность — природы и человека, гармоничность мужского и женское начала. Экзотические птицы, звери, вьющиеся цветочные кусты — когда смотришь на архивные образцы панно, рисованные в китайской технике, то с трудом верится, что этим сюжетам по 700 лет, настолько близко они похожи на современные техники рисования, и одновременно, не похожи на исторические техники средних веков:


Ли Кань. Бамбук и камни. 1318 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

В изделиях, которые торговцы привозили из Азии, мини сюжеты отражали сцены жизни и исторические события характерные для той местности откуда привезён товар. Но в последствии, темы сюжетов стали отражать европейцев и их жизненный уклад. Сначала азиатские мастера отображали свой вид на европейцев, затем, когда ряд товаров стал производиться в Европе, росписью занимались европейские мастера и художники. Эти графические изображения служили, одновременно, декором и источником информации. Сейчас бы подобное исполнение назвали графическим контентом в декоре. Об одной из популярных французских исторических торговых марок текстиля, в которой активно использовали мини сюжеты написано в статье: Обои и текстиль для стиля Прованс, мотив туаль де Жуи.

Современные популярные принты: цветы, цветущие кусты и цветущие сады, птицы на ветвях — это преемники восточных дизайнов, когда-то давно пришедших к нам со стилем шинуазри:

Возникновение шинуазри в Европе

Зарождение экзотического направления в Европе обусловлено интересом аристократического общества Европы к восточным темам , а в особенности к китайскому фарфору . Корабли Ост-Индской торговой компании регулярно привозили вещи из Поднебесной, а моряки рассказывали о загадочной древней стране, нередко приукрашая действительность. Так зародился интерес к непознанной цивилизации, использовавшей в повседневной жизни слоновую кость , шелк и тончайший фарфор.

Для Европы конца XVII века по-прежнему характерно использование посуды из серебра и золота как олицетворение достатка и роскоши. Однако появление фарфоровой посуды показало, что восточное изобретение удобнее и гигиеничнее в быту. Так, китайская утварь занимает почетное место в королевских дворцах .

Тончайшая работа китайских мастеров XVII века

Изначально китайские товары привозились единицами, но постепенно партии импорта увеличивались, однако цены оставались довольно высокими. Поэтому европейцы начинают создавать изделия, подражая китайским ремесленникам.

В результате зародился стиль шинуазри.

Интерес к фарфору зарождает новое увлечение восточными традициями, философией и культурой. Несмотря на то что представления европейской знати о Китае были довольно поверхностными, а увлечения не отличались глубинными познаниями, направление получило широкое распространение параллельно с культурой чаепития. Дворцовые парки постепенно стали украшаться садовыми беседками , оформленными в псевдокитайском стиле, в которых проводились популярные чайные церемонии .

Шинуазри в XX веке

В начале XX века возник интерес к эстетике рококо. Особым образом это выразилось в творчестве Константина Сомова. В его «галантном мире» оживают не только дамы и кавалеры ушедшей эпохи, но и стиль шинуазри — китайские фонарики, ширмы, яркие ткани.

Афиша к спектаклю «Турандот»

В эпоху ар-деко шинуазри вновь пользовался спросом. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве —1930 годов: в форме пепельниц, ламповых плафонов, чернильниц, а также в оформлении фарфоровой посуды. В 1920—1930 годы лидером фарфоровой индустрии, использовавшим эстетику шинуазри, была венгерская фирма Herend.

Шинуазри в фарфоре Herend Архивная копия от 18 ноября 2019 на Wayback Machine

В тоталитарной сценографии с её избыточной декоративностью часто эксплуатировались наработки мастеров рококо. В немецком фильме «Девушка моей мечты» () были использованы стилистические приёмы шинуазри XVIII столетия.

В настоящее время, на волне общеевропейского увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами и традициями фэн-шуй вновь возникает интерес к шинуазри.

Китайские фонарики, как символ Галантного Века

Создание стиля в интерьере

Дизайн помещения в стиле шинуазри – это объединение всех сфер, в которых направление развивалось на протяжении долгих лет: декоративно-прикладное искусство, живопись, культура.

Для получения атмосферы высших слоев общества Европы наилучшим решением является сочетание классического стиля с дополнением шинуазри. Игра контрастов в виде роскоши с простотой форм станет настоящей находкой в создании интерьера.

1
5

1
5

Если шинуазри выбран для дизайна спальни, то при помощи обоев можно выделить место у изголовья кровати, дополнив ансамбль китайскими шелковыми подушками.

Мебель также играет огромную роль в дизайне интерьера псевдокитайского стиля.

Несмотря на очевидную экзотичность стиля, при грамотном исполнении элементы декора шинуазри смотрятся достаточно органично практически с любыми направлениями. Нужно лишь правильно обыграть детали и ориентироваться на цветовую гамму.

1
5

Кроме стилистической нагрузки такой предмет может выполнять функцию разграничения пространства: например, отделить место для сна от дивана для чтения. Установив ширму за диваном в гостиной, можно продемонстрировать всю роскошь восточного стиля в интерьере. Для гармоничного сочетания стоит добавить резную тумбочку или китайский столик.

Запись Стиль шинуазри: обзор лучших идей на стыке рококо и традиционных китайских интерьеров впервые появилась HappyModern.RU.

14.09.2017   dom-and-sad

  happymodern.ru

  • Гамак в квартире: создаем атмосферу Карибского побережья при минимальных затратах
  • Светодиодные лампы Global: красота в простых вещах

Шинуазри: особенности стиля – Вдохновение

Чтобы понять, как стиль шинуазри обрел свой экзотический вид, нужно немного углубиться в историю его появления. В начале семнадцатого века благодаря Ост-индской компании в Европу начали стекаться вещи из Поднебесной. Расписные китайские ширмы, шелк, фарфор, мебель с золотыми инкрустациями — все это покорило европейские сердца. Проблема была одна — все диковинные вещи стоили запредельно дорого, и позволить их себе могли лишь единицы. Не желая мириться с такой несправедливостью, европейские мастера начали пытаться повторить китайские товары. Тогда и зародился стиль шинуазри.

По сути, шинуазри — это «европейский взгляд на китайский стиль», фантазии европейцев о Китае. Этот стиль даже называют слишком театральным и сказочным. Существует убеждение, что на французском языке любые слова звучат лучше, и оно вполне справедливо в случае с названием рассматриваемого стиля. Так и не подумаешь, что экзотичное и благозвучное слово шинуазри переводится как «китайщина». Тем не менее это так.

Шинуазри — это ветвь стиля рококо, для которого характерно излишество и экзотика. Французский подход к помпезной классике смешался с причудливыми китайскими мотивами и получился стиль, который мы сейчас рассмотрим подробнее.

Какие же элементы характерны для стиля шинуазри?

  • Китайские ширмы
  • Шелковые обои с насыщенным рисунком
  • Фарфор (бело-синий особенно в почете)
  • Табуреты-бочки
  • Мебель с золотыми элементами
  • Китайские статуэтки
  • Яркие цвета — желтый, зеленый, голубой, розовый
  • Зеркала и мебель, напоминающие по форме пагоду

Нельзя воспринимать стиль шинуазри, как стиль, характерный для Китая прошлых столетий. Это не совсем верно. Все-таки шинуазри — это в первую очередь стилизация, представление европейцев о востоке. Когда европейцы только начали «подделывать» китайские товары, они допускали много неточностей: на тканях драконы могли соседствовать с пасторальными пейзажами Прованса, а рядом с пагодами могли располагаться тигры, пальмы и слоны. Европейские мебельщики выдумывали мебель в «китайском стиле» и особенно им полюбились пагоды и стебли бамбука, которые нашли отражение в стульях, столиках и даже кроватях. Знаменитый дизайнер Томас Чиппендейл создал целую серию мебели в стиле шинуазри, которая популярна и по сей день. На коллаже выше его авторству принадлежит золотое зеркало.

Несмотря на то, что в стиле шинуазри, как и в колониальном стиле, сплелись две разные культуры, он вышел очень эффектным и сказочным, за что его любят многие европейцы. В современных домах редко делают интерьеры полностью в этом стиле, скорее берут какие-то отдельные элементы и мешают их с чем-то еще. 

Но есть и особые поклонники стиля, благодаря которым мы может полюбоваться этими снимками, являющими яркий пример тематических интерьеров.

Одни из самых больших коллекций обоев в стиле шинуазри — у фирмы de Gournay и Paul Montgomery. Десятки сочных вариантов для ценителей восточной романтики. Однако стоит помнить, что лучше не впадать в крайности… Сделайте лишь одну акцентную стену, чтобы в интерьере не было перебора.

Вторая волна интереса к стилю шинуазри пришла в эпоху ар-деко — 20-х — 30-х гг. двадцатого века. Это отразилось на росписи фарфора, форме плафонов и любви к интерьерным деталям, щедро украшенным золотом.

Если говорить о фарфоре, то самая знаменитая фирма, делающая китайский фарфор — это Herend. Почти два столетия эта фирма держит марку и ценится качеством товаров.

Также в моду в последнее время вошли китайские садовые табуреты. Дизайнеры используют их вместо тумбочек или столиков. Эти выпуклые табуреты, похожие на барабаны, хорошо смотрятся практически в любом современном интерьере.

И напоследок несколько прекрасных примеров интерьеров в стиле шинуазри. Для вдохновения! 

Фотографии: designstory.ru, degournay.com, paulmontgomery.com

Фарфор

«В 1171 египетский султан Саладин послал сорок «китайских изделий» султану Вавилона; вскоре, вернувшиеся из Египта крестоносцы, рассказывали о великолепии этого подарка.» Заметка из Википедии.

Фарфор появился в Китае примерно 600 лет до н.э., а наладить производство белого фарфора в Европе, с похожим по составу на китайский, удалось только в 18 веке. Фарфоровая посуда и фарфоровые изделия — самое значимое наследие шинуазри. Недаром, слово China с английского языка переводиться, одновременно, — Китай как страна, и, — фарфор или фарфоровые изделия, как обозначение предмета сделанного из фарфора. Изначально, фарфор поставлялся из Китая как готовые изделия украшенные подглазурной росписью синим кобальтом, эта техника, впоследствии, стала повторяться европейскими мастерами:

Вид русского промысла росписи фарфора — Гжель, также продолжает традиции шинуазри.

Любопытный факт истории:

«Производство фарфора в Китае в 17-18 веке разделялось на экспортное и внутреннее. Примерное соотношение экспортных и внутренних мануфактур было: на одну экспортную мануфактуру — приходилось двадцать внутренних, предназначенных для обслуживания императорского Пекинского двора. Пекинский двор получал фарфор высшего качества «первого» и «второго выбора», при этом, бракованные партии возвращались производителям. Но, учета выбракованного фарфора не было. Ответственные за доставку фарфора люди при дворе, в течение 18 столетия манипулировали этими поставками, и перепродавали бракованный императорский фарфор европейцам. Так изделия с императорскими марками иногда поступали в Европу. Ост-Индские компании, которые занимались оптовой покупкой вещей и доставкой их на Запад, также получали огромные доходы, несмотря на трудности этого предприятия и взяточничество китайских чиновников и торговых посредников.» Заметка из книги

:Шинуазри в Китае. М.А. Неглинская

Области применения

Широкое распространение стиль шинуазри получил в декоративно-прикладном искусстве. Китайская лихорадка, охватившая Францию, Англию и Германию, особенно проявилась в создании различных аксессуаров. Оригинальные веера и зонтики с экзотическим орнаментом стали непременным атрибутом жизни каждого аристократа. В домах стало появляться все больше новых элементов «под Китай» в виде фарфоровых статуэток и вазочек.

На этапе зарождения псевдокитайский стиль использовали зачастую при оформлении гостиных и будуаров. Из Китая ввозили передвижные ширмы, отличающиеся большим количеством лака и резным декором. Попытки завозить лак из Китая не увенчались успехом из-за довольно длительного периода доставки. Создание европейскими мебельщиками своей версии китайского лака расширило цветовую гамму и позволило выпускать более яркие оттенки. Мода на интерьер в стиле шинуазри появилась в период расцвета рококо.

Изящная китайская ширма, расписанная вручную

Увлечение китайским колоритом нашло свое отражение и в костюме. Изменился орнамент тканей, став более ярким, в узорах появились сюжетные сцены. Главным отличием от рококо стала цветовая палитра в виде более ярких растительных мотивов. В женском костюме изменился силуэт. Платья с кружевными рукавами приобрели популярность среди европейцев, особенно у французов. Англичанам же пришлись по вкусу соломенные шляпы.

Несмотря на то что внешний облик не похож на архитектуру Китая, для россиян этот памятник стал олицетворением восточной культуры. Также строения в стиле шинуазри созданы в Царском Селе – беседки и мосты.

Отличительной особенностью шинуазри является использование уникальных орнаментов для облицовки стен. Обои из ткани с изображением экзотических птиц, драконов и сказочных змей символизировали благоприятные пророчества. Чтобы украсить стены символами долголетия, счастья или власти, для стен подбирались картины с изображением гор, летучих мышей, драконов и цветов.

Китайские узоры в виде птиц и цветов находят широкое применение в современных интерьерах

Изначально технология изготовления обоев из шелка была не только сложной, а и дорогостоящей. Первые шелковые покрытия и обои привозились французами из Китая. Производство ткани при помощи различных минералов создавало невероятную мягкость и блеск. Декораторы подбирали самые шикарные полотна, расписанные вручную.

Буйство красок европейского интерьера в стиле шинуазри

Главной особенностью шинуазри считается роскошь материалов, используемая для создания изделий. Влияние Франции, ставшей одной из первых поклонников этого стиля, до сих пор заметно в присущей ему роскоши и изысканности. Для раннего периода «китайщины» характерно использование предметов мебели в черном, золотом и красном цвете.

Расписная мебель XVII века

Пример сочетания мебели псевдокитайского стиля в современной квартире

Более мягкая цветовая гамма в предметах интерьера более позднего периода

Для создания безмятежной и утонченной обстановки использовали различные фарфоровые аксессуары – посуду, вазочки и подсвечники.

Характерное сочетание изящного рисунка и белоснежной основы предметов интерьера

Многолетняя адаптация шинуазри европейцами позволила создать невероятный сказочный стиль, который стал настоящей классикой, используемой во все времена.

Шинуазри подойдет тем, кто не является поклонником скупого минимализма или холодного хай-тека, а подбирает вариант экзотического и утонченного стиля для оформления комнаты. Но поскольку изобретенное направление несколько утрированное и театральное из-за пестроты и яркости красок, добавлять»китайщину» в интерьер нужно умеренно, стараясь не переборщить.

Стены

Чтобы дом приобрел оттенок шинуазри достаточно подобрать несколько наиболее знаковых для стиля элементов. Если твой дом выполнен в европейском стиле, тебе будет достаточно разбавить его ориентальными деталями. Тут то и пригодятся все дареные и привезенные с Востока сувениры. Настроение, которое передает данный стиль, напоминает прекрасный сон. Представь себе сказочный сад, яркий и живой, с пагодами, множеством деревьев, цветов, по которому разгуливают павлины. Примерно такие изображения пестреют на стенах в интерьерах шинуазри.

Если ты вдохновишься и решишь сделать все по канонам, в роли обоев должны будут выступить расписные шелковые полотна. Но подойдут и простые обои с принтом, или даже самостоятельная роспись стен, это не сложно, если перерисовывать растения и птиц с детализированных изображений, и вдвойне приятнее. Не обязательно переделывать все стены в доме, достаточно всего одной, она станет изысканным акцентом.

История возникновения

Французское слово rococo произошло от rocaille – т.е. «осколки раковины». Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г.г.). Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод, и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы. Вдохновителем стиля рококо считается Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его творениях впервые появились ассиметричные формы и необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины.

До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко.

Для живописи и скульптуры характерны в основном эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Первым мастером картин в стиле рококо стал Ватто, в дальнейшем искусство развивается в творчестве Буше и Фрагонар. В рамках стиля развитие получил такой вид живописи, как декоративное панно. Ярчайшим представителем в скульптуре явился Фальконе, его бюстами и статуями украшались интерьеры.

Эстетика рококо сыграла важную роль и в других европейских странах: более всего в Австрии и Германии, чуть меньше – в Италии, Англии (роскошный викторианский стиль), Испании.

В России рококо развивалось под влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Фальконе, Рослин). Также под этим влиянием в России работали такие великие мастера, как Растрелли, Ринальди (постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, Рокотов, Левицкий.

Именно в эпоху рококо произошёл расцвет графики.

Главные черты и особенности стиля рококо:

  • камерная декоративность;
  • изящество и лёгкость;
  • пастельные тона;
  • деталь как основной художественный приём;
  • сюжеты из мифов и пасторалей;
  • лепнина, орнамент, позолота (для интерьера)

Архитектура

Центром формирования новой культуры XVII столетия становятся не дворцы и грандиозные ансамбли, а небольшие нарядные салоны рококо. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Архитектура стремится стать лёгкой, игривой, красочной, приветливой. На смену усадебному замку приходит небольшой городской особняк, утопающий в зелени пышных садов. Вместо огромных залов в них размещаются нарядные салоны и будуары, в которых проводит время французская знать.

Планировка зданий отличается ассиметричностью; помещения в них круглые, овальные, восьмиугольные. Попытка избежать резких прямых углов бросается сразу же в глаза. Даже линия соединения стен маскируется орнаментом. Плоскость стены зачастую дробится, углубляется, и комнаты тем самым получают причудливую форму.


Национальный оперный театр в Париже

В целом стиль рококо не так сложен, как флорентийская мозаика, и не привнёс никаких новых конструктивных элементов в архитектуру, а только украсил старые образцы своей декоративностью и нарядностью. Китайские домики, скрытые павильоны, укромные гроты, салоны и будуары, уютные нарядные помещения – это то новое, чем отличилась архитектура эпохи рококо

А главное внимание стиль рококо сосредоточил на декорировании интерьеров

Потолок

Потолок в стиле рококо не такой простой, как в современных интерьерах. Как и все остальное помещение, он оформляется роскошно и богато. Используются следующие приемы:

  1. Если потолок низкий, его следует окрасить в белый или бежевый цвет. По периметру пустить карниз, который в нескольких местах прерывается узорами. По центру обязательно размещается розетка под хрустальную люстру, рассчитанную на много лампочек.
  2. Потолок можно поделить на секции и каждую из них украсить отдельными декоративными мотивами. Лепнину можно оставить белой или окрасить золотой краской.
  3. Имея такую роскошь, как высокий полукруглый потолок, его можно украсить многоцветными картинами с изображением ангелов. Лепнину следует размещать так, чтобы с потолка она плавно перемещалась на стены.

Потолок – настоящее произведение искусства

Потолок, разделенный на секции, смотрится очень эффектно

Современное направление нового и новейшего времени

Официально шинуазри считается ветвью стиля рококо. Классификационному объединению двух настолько разных направлений послужила неосведомленность деятелей искусства. Скудность знаний и поверхностный интерес привели к формированию китайского стиля на основе воображения и домыслов.

Стилевые элементы, интегрированные в культуру Европы XVIII века:

  • Фарфор. До открытия европейских фарфоровых фабрик аристократия облюбовала посуду, привезённую с дальнего востока. Хрупкий и утонченный сервиз был удобен в использовании, легко отмывался в отличие от изделий из серебра и золота. Украшение комнат пополнилось расписными фарфоровыми вазами разных размеров.
  • Пагоды. С интересом к чайным церемониям начали появляться чайные домики, стилизованные на китайский лад. Самым масштабным примером стала деревня в Александровском парке, строительство которой заказала Екатерина Великая. Грандиозный проект не был завершен в связи со смертью королевы. Отстроенная часть, включающая десять домов из восемнадцати запланированных, была позже видоизменена по приказу Александра I не в пользу восточного стиля.
  • Узоры. Понятие китайской росписи у художников было весьма растяжимое. Это не помешало украшать «живописью под Китай» ширмы, обои и посуду. Узоры наносились на новомодные веера и зонтики от солнца, на табакерки и вазы.
  • Ткани. Изысканные платья для дам шились из яркого узорчатого шелка, пришедшего из Китая одновременно с фарфором. На этом проявление китайского стиля в одежде заканчивалось. Европейским леди и их придворным портным не были известны традиционные «ципао», лишенные корсетов и пышных юбок.

Новейшее время приняло «китайщину» как один из многих этнических стилей, способный принести прибыль в развлекательной сфере. Рестораторы и владельцы казино вкладывают большие деньги в экзотику, манипулируя тягой общественности к необычному. Часто используется стиль южных земель Китая, подразумевающий обилие украшений и яркость красок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лучшие идеи для жилья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: