Выбираем и заливаем основание
Обычно для простых пешеходных тротуарных дорожек выбирают такие основания:
- Бетонное. Это самое дорогое решение, но вместе с этим обладает прекрасными показателями прочности. Бетонное основание следует выбирать в том случае, если ожидаются большие нагрузки на дорожку (например, для строительства подъездной автомобильной дороги).
- Цементно-песчаное. Это самое часто используемое основание, которое отличается своей универсальностью.
- Песчаное. Такой вариант подойдет только для небольших нагрузок. Также его нежелательно использовать при пучинистом грунте. Зато это самое недорогое решение.
Допустим, вы хотите сделать тротуарную плитку для двора и подъездную дорогу для автомобиля. Тогда лучшим вариантом станет бетонное основание, осталось только рассмотреть рекомендации по монтажным работам:
Первым делом потребуется сделать армирование, воспользовавшись металлической сварной сеткой, где одна ячейка — 10х10 см.
Арматурную сетку нужно поставить на подставки, чтобы она была приподнята над землей примерно на 5 сантиметров.
Заливая бетон, смотрите за тем, чтобы толщина слоя не превышала 12 см, а сверху до поверхности оставалось место для укладки плитки (вычтите толщину)
Обратите внимание на глубину траншеи, если она получилась слишком большой после установки дренажного слоя, то воспользуйтесь песком и засыпьте пустое пространство, а потом не забудьте все утрамбовать.
Бетонная смесь готовится с помощью цемента, щебня и песка в соотношении 1:5:3.
Весь застраиваемый участок нужно залить за один раз.
Когда бетон схватится, подождите 4-5 дней и можно начинать укладку плитки.
Если вы решили использовать цементно-песчаное основание, то рекомендации и порядок действий будет заметно отличаться:
Приготовьте смесь из цемента и песка, соблюдая соотношение 1к5.
Заливайте смесь так, чтобы в результате толщина слоя не превышала 15 сантиметров.
Также предварительно проверьте основание, важно, чтобы смесь уже была сухой. Нужно убедиться в том, что в ближайшие пару дней не будет дождей.
Если вы выбрали песчаное основание, то выбирайте карьерный либо речной песок. Главное, чтобы в нем не было извести и глины. Когда закончите с засыпкой основания, облейте все водой и хорошо утрамбуйте, выравнивая поверхность.
Изготавливаем вибростол в домашних условиях
Для того чтобы получить максимальную плотность смеси, а также удалить из нее все пузырьки, которые снижают качество раствора, вам понадобится вибростол. Только с ним технология будет соблюдена, а плитка получит заводские характеристики прочности и износостойкости. Вибростол стоит очень дорого, хотя его можно сделать в домашних условиях всего за пару часов. Рассмотрим подробнее, что для этого нужно.
Шаг 1
Пригодятся 3 использованные автомобильные покрышки, которые не жалко выбросить, уложите их одна на другую и скрепите саморезами. Желательно использовать шурупы с широкими витками, чтобы они лучше утягивали стенки покрышек между собой.
Шаг 2
Берем столешницу от ненужного стола (или плотную фанеру, лист ОСБ) и закрепляем (при помощи электрической дрели и болтов) посередине электродвигатель на 0.3 кВт – этого будет достаточно. Вполне сгодится двигатель старой стиральной машины. Главное, чтобы обмотка была не подгоревшая, иначе она может приказать долго жить. На вал наденьте любой переходник со смещенным центром, чтобы при вращении была вибрация. Если такого предмета нет – просто ударьте по валу молотком, чтобы он немного прогнулся.
Шаг 3
Производство брусчатки подразумевает долгое уплотнение при высоких оборотах. Поэтому надо рассчитывать на продолжительную работу устройства. Оборудуйте двигатель крыльчаткой, которая подойдет к нему по диаметру вала. Она будет охлаждать обмотку и позволит производить большое количество продукции на протяжении длительного времени.
Преимущества и недостатки материала
К достоинствам тротуарной плитки относят такие свойства:
1. Устойчивость к температурным колебаниям.
Это дает возможность применять ее в ландшафтном дизайне территорий, расположенных в различных климатических поясах.
2. Устойчивость к ультрафиолету.
Мощеная поверхность не расплавится на солнце, как асфальтовое покрытие.
3. Экологичность.
В производстве используют натуральные материалы, так что укладка плитки не вредит ни здоровью людей, ни окружающей среде.
Тротуарная плитка устойчива к температурным колебаниям
Плитка из гранита, в дополнение к вышесказанному, не допустит подъема грунтовых вод, ее узор не выцветет и не поблекнет со временем. Гранитная плитка вечна. Ее можно снимать и перекладывать заново. Единственное, что препятствует ее повсеместному применению – стоимость. Она действительно высока, и позволить себе такую роскошь готов не каждый. Впрочем, если сравнить регулярные расходы на реконструкцию бетонной плитки, то можно и подумать и об этой альтернативе.
Гранитная плитка вечна
Из недостатков отмечают:
1. Неравномерную просадку покрытия в результате нарушения технологии при укладке плитки своими руками.
2. Высокую травмоопасность покрытия в зимний сезон. С наступлением морозов плиточные дорожки могут быть очень скользкими.
Пошаговая инструкция
Качество несущего слоя в случае укладки плит на бетон очень важно из-за использования жесткой фиксации. При неудачном исполнении сооружение быстро потрескается
Подготовка подушки из бетона
Для улучшения качества работ по подготовке бетонного основания под тротуарную плитку можно использовать объемную георешетку — конструкцию в виде сот, выполненную из синтетического материала, стойкого к гниению и химическим воздействиям.
При растяжении такая решетка образует устойчивый в горизонтальном и вертикальном направлениях каркас, армирующий любой насыпной материал, размещаемый в ячейках. Срок службы подобной решетки — до полувека.
- На дно траншеи укладывают георешетку и засыпают ее 15-сантиметровым слоем щебня. Высота решетки подбирается так, чтобы ее края были ниже уровня щебня и не мешали трамбовке.
- Подушка из щебня трамбуется.
- Поверх щебня укладывается армирующая сетка.
По контуру разметки, выполненной из колышков и шнура, выставляется опалубка, в которую будет заливаться бетон.
Готовится бетон и непрерывно заливается в опалубку, чтобы в теле бетонной подушки не образовались так называемые холодные швы, снижающие прочность конструкции.
Сразу после заполнения опалубки для уплотнения структуры материала и отведения воздушных пузырей используют погружной вибратор.
Бетонная подушка накрывается пленкой, чтобы избежать слишком быстрой потери влаги и следующие 3–7 дней ее поверхность периодически смачивается водой.
На большой площади через каждые 2–3 м нужно делать температурные швы. Для этого перпендикулярно опалубке и поверхности земли устанавливаются доски, которые потом нужно будет убрать и перед укладкой брусчатки заполнить швы эластичным составом. Во время перепадов температур эти швы помогут избежать разломов бетонной подушки.
Для отвода влаги, попавшей на поверхность бетонной подушки под брусчатку, на некотором расстоянии друг от друга устанавливают обрезки полипропиленовых или асбоцементных труб, верхний уровень которых должен быть вровень с верхним уровнем бетонной подушки, а нижний конец располагаться на прослойке из щебня. Перед началом укладки дренажные отверстия заполняются мелким щебнем.
Когда бетон полностью застынет, опалубка убирается.
Установка бордюров
В оставшееся после разборки опалубки углубление нужно установить бордюры. Для этого делается жесткий бетон, мастерком укладывается в ров и на него по одному устанавливаются бордюрные камни.
Чтобы вогнать их в раствор, используется резиновая киянка. Щели между камнями заливают жидким бетоном.
Высота бордюров должна быть как минимум на 20–30 мм ниже верха брусчатки, чтобы не мешать стоку воды. Через сутки, когда раствор застынет, пространство между бордюрным камнем и стенками траншеи засыпается песком.
Как правильно класть
Габариты плит выбираются в зависимости от назначения: для тротуара достаточно толщины 4–5 см, а если на поверхность будут заезжать машины, то выбирают брусчатку не тоньше 6 см.
На бетонное основание плиты укладывают на сухую песчано-цементную смесь или на цементно-песчаный раствор.
- При использовании цементно-песчаной смеси (ЦПС) используется только просеянный песок. Раствор готовится из 1 части цемента и 3 частей песка, консистенция должна быть как у густой сметаны. Мастерком на бетонную подушку раствор выкладывается ровным слоем в 2–3 см. Брусчатка укладывается на раствор по запланированной схеме и слегка вбивается в раствор с помощью киянки. Горизонтальность поверхности следует выверять как можно чаще строительными уровнями.
При использовании для укладки сухой ЦПС работы ведутся аналогично укладке брусчатки на песчаную подушку — на бетон насыпается слой сухой ЦПС (3–5 см), выравнивается правилом или обычной доской с ровным краем, а затем на эту подушку выкладываются плиты.Сухая ЦПС готовится из расчета на 1 часть цемента 6 частей песка, но в сухом виде она не в состоянии прочно удерживать брусчатку, поэтому по завершении работ площадка хорошо проливается водой, которая попадает через зазоры между плиткой вниз и смесь застывает.
Заделка швов
Между брусчаткой швы засыпают сухой ЦПС и проливают водой. Операцию повторяют до тех пор, пока смесь не перестанет усаживаться. Через 2–3 суток, когда поверхность окончательно высохнет, убирают строительный мусор, веником сметают мелкий сор и пыль и, при необходимости, промывают поверхность сильным напором воды из шланга.
Полезное видео
Еще больше о технологии укладки тротуарной плитки на бетонное основание узнаете из этого видео:
Укладка покрытия из плитки тротуарной
Все подготовительные работы закончены. Уложена геоткань, сделан дренаж, выставлены бордюры. Остался последний шаг, нужно правильно уложить тротуарную плитку и не испортить всю проделанную работу.
Хорошая новость – это совершенно не сложно:
- На геоткань укладываем выравнивающий слой (см. рис. 2), для которого используем просеянный строительный песок. Разравниваем песок рейкой (правѝлом), прикатываем валиком.
- Для удобства монтажа натягиваем шнур, указывающий край линии укладки плитки. Ориентируясь на этот шнур, выполняем укладку тротуарной плитки на песок в соответствии с ее формой и рисунком, осаживая (пристукивая) каждую резиновым молотком, пока плитка не начнет «отбивать» удар.
Для повышения прочности песок выравнивающего слоя можно смешать с цементом, в пропорции 5:1.
Процесс укладки плитки практически ничем не отличается, единственно – приготовленную смесь нужно полностью использовать в тот же день.
Совет. Применять значительную силу при осаживании не требуется. Лучше ударить несколько раз, как бы «роняя» молоток, чем колотить изо всех сил, рискуя сломать плитку.
После того, как плитка уложена, затираем или, скорее, просыпаем швы тротуарной плитки для ее надежного закрепления. Делаем это сухой смесью песка с цементом 3:1 или 4:1, просеянной через мелкое сито:
- Совком или просто рукой рассыпаем сухую смесь из расчета приблизительно литр на квадратный метр плитки.
- Веником или щеткой перемещаем смесь по облицованной поверхности, как бы подметая ее в разных направлениях, заполняя швы. При необходимости смесь добавляем, пока все промежутки между отдельными пластинами плитки не окажутся заполненными.
- Повторяем эту операцию на всей площади уложенной плитки, визуально контролируя качество заполнения швов.
Затирка швов плитки
Кроме песка и сухой смеси укладывать тротуарную плитку можно на цементный раствор. Такой способ используется в местах с повышенной нагрузкой от проезда автотранспорта, для облицовки полов в помещениях. Технологически такая облицовка аналогична облицовке керамической плиткой полов.
Совет. Укладывая плитку, постарайтесь уплотнить основание как можно сильнее. Лучше всего использовать для этого вибротрамбовку. В идеале, наступив на выравнивающий слой, нога не должна оставлять следа. При таком уплотнении осаживать плитку почти не приходится, раскладываем ее, лишь пристукивая молотком, что особенно удобно при выкладывании сложных рисунков.
Виды оснований для мощения
В зависимости от предполагаемой нагрузки подбирается и вариант оснований. Это может быть зона с малой, средней и высокой выдерживающей способностью, причем технология укладки брусчатки различается для каждой из них.
Садовые и пешеходные дорожки
Это зоны малой загруженности, поэтому основание будет довольно простым. Для начала выкопать траншею, ширина которой на 20 см больше ширины дорожки (для монтажа бордюров). Грунт снять на глубину до 40 см (все зависит от толщины брусчатки и уровня залегания дренажного слоя). Теперь так:
- На дно выложить геотекстиль;
- На расчетный уровень по краям дорожки смонтировать бордюры, уложив их на тощий бетон;
- На геотекстиль насыпать слой щебня 15-12 см, который также покрыть слоем геотекстиля;
- Следом высыпается слой строительного чистого песка (толщина 15-25 см), его пролить водой и притрамбовать.
Тощий бетон – это раствор, в котором содержание цемента низкое, а вот количество камня и песка высокое. Использование показано для подушки под фундамент, под бордюрные камни и другие задачи. Чтобы приготовить бетон марки В 7,5 (М100) нужно 2 ведра (на 10 л) цемента М 400, 20 ведер песка и 10-15 л воды.
Дорожки средней нагрузочной способности и мощение больших площадей
Подготовка основания немного повторяет предыдущую технологию:
- Зачищенный грунт также застелить геотекстилем;
- Насыпать песчаный слой толщины 5-10 см;
- Сверху песка – щебень (10-15 см) или слой тощего бетона М100, М 150, бетонную подушку рекомендуется армировать дорожной сеткой (100*100*3 см);
- Верхний слой засыпается из смеси сухого мытого песка и цемента в соотношении 10:1.
Теперь можно укладывать брусчатку. После выкладки на сухую смесь, вся конструкция проливается водой, благодаря чему цемент схватывается и держит плиты.
Подготовка основания для зон с повышенной нагрузкой
Тяжелые машины могут повредить покрытие, поэтому к основанию предъявляются повышенные требования:
- Предварительная зачистка грунта, как показано выше;
- Застил геотекстилем;
- Щебневая подсыпка толщиной в 12-20 см, которую хорошо притрамбовать;
- Слой армированного тощего бетона шириной в 15-20 см;
- На ровную поверхность цементно-песчаная сухая засыпка.
А теперь можно также выкладывать брусчатку. При использовании клинкерной брусчатки дополнительно применяется клеевой состав.
Что касается выбора песка для обустройства площадок, то есть свои нюансы:
- Карьерный и речной песок отличаются по плотности. В карьерном больше посторонних вкраплений.
- Карьерный песок считается средней плотности, при транспортировке и последующей обработке плотность увеличивается.
- Степень увлажненности также влияет на плотность песка. Вода увеличивает плотность, но снижает объем – это следует учитывать при покупке сырья.
Обработка плитки перед укладкой
Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.
Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.
Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.
Монтаж
Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.
На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.
Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.
После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.
https://youtube.com/watch?v=Wu_RrjJEPt0
Пошаговая инструкция
Технология укладки тротуарной плитки состоит из последовательно выполняемых этапов:
- подготовка бетонной подушки;
- монтаж бордюров;
- фиксация плит;
- заполнение швов;
- обработка покрытия.
Подготовка подушки из бетона
подушка из бетона
Для повышения долговечности и надежности основания рекомендуется применять георешетку. Конструкции в форме сот выполнены из синтетического сырья, устойчивого к повреждению плесенью, гнилью, воздействиям агрессивных щелочных средств. После растягивания решетка выполняет роль каркаса, выдерживающего напряжения горизонтали либо вертикали. Конструкция позволяет армировать разные составы в ячейках.
Георешетка выкладывается на основание траншеи и покрывается слоем гравия до 15 см. Подушка утрамбовывается, сверху размещается армирующая сетка. По уровню выполненной разметки выставляют опалубку.
Смешиваются компоненты для бетонного состава, который выкладывается в опалубку. После заливки смеси для предотвращения образования водных пузырей применяют для перемешивания состава погружной вибратор.
Бетонный слой закрывают полиэтиленом для предотвращения высыхания материала. Поверхность дорожного покрытия требуется смачивать водой в течение 3-7 суток.
При формировании покрытия с большой площадью требуется проложить температурные швы через 2-3 м. Для этого перпендикулярно опалубке располагают доски. После высыхания состава их убирают, проемы заполняют эластичным материалом. При изменениях температурных режимов швы позволят предотвратить трещины на бетонном основании.
Для вывода влаги с поверхности бетона при заливке устанавливаются части асбоцементных либо полипропиленовых труб. Перед укладкой отверстия для дренажа заполняют мелким гравием. После застывания бетонного основания опалубка разбирается.
Установка бордюров
установка бордюров
В углубления от опалубки устанавливаются бордюры. Монтаж элементов позволяет предотвратить скол краев, повышает износостойкость дорожного полотна. В изготовлении конструкции используются элементы из каменных пород, полимерпесчаная плитка, вибропресованные изделия.
До 50% от габаритов бордюра скрывается под слоем земли. Грунт необходимо тщательно утрамбовать для повышения прочности основания, устойчивости конструктивного решения.
Для сцепления бордюров с поверхностью применяется бетон с жесткой структурой. Материал выкладывается в ров, сверху устанавливаются бодюрные элементы. Для уплотнения в основании блоки простукивают киянкой из резины.
Проемы между элементами заполняют жидкой бетонной смесью. По техтребованиям в высоту бордюры должны быть ниже брусчатки на 20-30 мм для беспрепятственного оттока воды. Выдержать застывание раствора необходимо 1 день. Затем проем между бордюром и стенами траншеи заполняют песком.
Как правильно класть?
Затем можно приступать к монтажу плит на бетонную отмостку, как уложить правильно подскажет знание размеров блоков в соответствии с назначением площадки. На пешеходный тротуар выкладываются плиты толщиной 4-5 см, на площадки автопарковок, подъездные пути к дому устанавливают брусчатку не менее 6 см толщиной.
После приготовления цементного раствора до сметанообразной консистенции кладут блоки. Раствор выкладывается мастерком на поверхность, блоки монтируются по выбранной схеме и утрамбовываются киянкой. Необходимо выверять горизонталь кладки с помощью строительного уровня.
При применении сухих смесей на поверхность высыпается материал слоем не менее 3-5 см, разравнивается с помощью правила. На подушку устанавливаются тротуарные плиты. В сухом состоянии смесь не сможет удерживать элементы, поэтому требуется после завершения монтажа пролить водой покрытие. После высыхания состав прочно скрепляет блоки.
Тротуарные плиты можно выкладывать разными схемами, создавать оригинальные композиции на придомовых пространствах, у общественных зданий. В перечне распространенных схем монтажа блоков:
- “елочка”;
- “плетенка”;
- по диагонали;
- “шахматка”.
схемы монтажа блоков тротуарной плитки
Заделка швов
заделка швов
Швы между плитами заполняют сухой смесью и поливают. Работы выполняются до завершения усадки состава. После 2-3 дней материалы должны застыть. Необходимо убрать мусор, смести веником пыль. Тротуар поливают из шланга водой под сильным напором.
Разнообразие тротуарной плитки
По своей форме штучные материалы для мощения дорожек и площадок делятся на два вида:
- плитка: модули с большим отношением длины к толщине;
- брусчатка: небольшие камни с малым отношением длины к толщине, почти кубической формы.
По материалу плитка и брусчатка делится на несколько видов.
Цементно-песчаная
Из названия понятно, что сырьем выступает цементно-песчаный раствор, часто с добавкой гранитного отсева. Это недорогой и потому популярный вид покрытия.
Практикуют три способа изготовления:
- вибропрессование. Залитый в формы раствор помимо вибрации подвергается давлению пресса. Производство такой плитки возможно только в заводских условиях. Она стоит дорого, обладает повышенными прочностью и износостойкостью, укладывается в местах с большой проходимостью или высокими нагрузками. Поверхность получается шероховатой, так что покрытие присыпают только в сильный гололед;
- вибролитье. Раствор засыпается в формы, впоследствии устанавливаемые на вибростол. Вибрация уплотняет бетон, выгоняя из него воздух. Такая плитка подходит для укладки во дворе частного дома. Стоит относительно дешево. Может изготавливаться в кустарных условиях. Недостаток: в мороз даже слегка влажная плитка становится скользкой, ее обязательно нужно посыпать песком;
- гиперпрессованная. Формовка производится без вибрации — только прессом. Это позволяет полностью автоматизировать процесс, благодаря чему плитка при достаточно высокой прочности стоит дешевле вибропрессованной.
Полимер-песчаная
Связующим вместо цемента выступают полимеры, то есть пластмасса, достоинства покрытия:
- долговечность, обусловленная высокой стойкостью к истиранию;
- высокая морозоустойчивость: поры отсутствуют;
- богатая, яркая расцветка;
- небольшой вес: упрощается доставка.
Недостатки: со временем плитка, в отличие от цементно-песчаной, может деформироваться; также у нее высокий коэффициент теплового расширения.
Прочие разновидности
Кроме вышеперечисленных видов производится еще:
- клинкерная. Модули формуют из особой глины и затем обжигают при температуре 1200 С. Плитка получается прочной, с шероховатой расцветкой и разнообразной гаммой естественных пастельных тонов. Стоимость — сравнительно высокая;
- резиновая. Сырьем служит смесь каучука, полиуретана и наполнителя. Плитка нескользкая и смягчает удар при падении, потому идеально подходит для укладки вокруг бассейна и на детских игровых площадках;
- гранитная. Дорогое покрытие представительского класса с высокой прочностью и износостойкостью.
При всем разнообразии цементно-песчаные модули остаются наиболее востребованными. Пластичность сырья позволяет придавать им любую форму.