О реставрации
— Реставрация подразумевает под собой как можно большее сохранение старого и как можно меньшее вмешательство нового. Чтобы сохранить историческую правду, я перелопатила много источников в интернете. Исторических фотографий этой квартиры не сохранилось, но я нашла исторические чертежи и стала ориентироваться на них.
Я также просила жильцов других квартир пустить меня посмотреть, как у них всё выглядит
Проводила детальное изучение, стремилась к уровню сохранности истории как в Эрмитаже и Петергофе — и, пока шла реставрация, посещала эти места по многу раз, обращая внимание на мельчайшие детали и фотографируя применение акварели в интерьере
Для мастера, который со мной работал, этот проект стал первым такой сложности. Вся лепнина была расчищена зубной щеткой, скальпелем и маленькой бормашинкой — мы назвали это «маникюр для потолка». На каждую стену уходило по 4–5 месяцев.
Работа была очень тонкая, трудоемкая, требующая кропотливого подхода. К счастью, я нашла человека, который не просто качественно выполнял свою работу, но и целиком сопереживал проекту, воодушевлялся и вместе со мной радовался результату. Благодаря этому мне не приходилось как-то особым образом следить за работой — всё шло своим чередом.
О пространстве
— Это пространство я приобрела абсолютно случайно. Три года назад мои приятели искали себе жилье. В какой-то момент они попросили меня посмотреть на комнату и оценить, стоит ли ее покупать.
Когда впервые сюда пришла, я сразу заметила лепнину. Она была нещадно закрыта гигантским слоем мела, во многих местах были протечки, а на ржавых выступах металлических балок — несколько слоев масляной краски. Но даже несмотря на это, в лепнине читался замечательный рисунок.
Долгое время я не могла понять, почему меня сюда так сильно тянет. Друзья в итоге купили другое жилье, а я просто поддалась внутреннему голосу: продала свою недвижимость, накопила нужную сумму и купила эту комнату и соседнюю.
О полезном опыте
— До того как я взялась за этот проект, у меня самой не было глубоких познаний в истории. Теперь я понимаю, как устроена антикварная работа и как можно примерно понять временные рамки создания некоторых предметов. Для этого нужны насмотренность и знание основных исторических контекстов.
Например, понять время создания деревянных предметов можно по их породе — в разное время использовались разные породы дерева. А у изделий из бронзы менялась стилистика изготовления и способы обработки. С другими предметами, в частности с фарфором, я пока не настолько хорошо разобралась и могу ориентироваться исключительно на точку зрения профессионала.
Вопросы:
1
Что делать с ветхими историческими постройками? Реставрировать или сносить их?
Алексей Клименко
Я 17 лет проработал в мастерской по реставрации памятников архитектуры Москвы, и поэтому я знаю методические указания, что раз памятник, то есть объект, обладающий таким статусом, то никаких вопросов не может быть, обязательно реставрируют. Каким бы ветхим ни было здание, а мы приходили на множество разных объектов, в том числе в самом ужасном, руинированном, чудовищном состоянии, тем не менее, главная наша дискуссия шла вокруг того, можно ли что-то восстановить.
Константин Михайлов
О том, что памятники архитектуры надо сохранять, а не сносить, нам говорят ум, честь, совесть и законодательство. Те, кто рассказывает нам, что нет возможностей сохранить такие здания, либо не компетентны в этом вопросе, либо не хотят искать возможность.
поддержать
2
Есть ли сейчас возможность реставрировать исторические постройки?
Алексей Клименко
Например, если речь заходит о балке, покрытой плесенью, важно понять, можно ли ее заменить или надо сложную операцию, удалять зону плесени, может быть делать «костыль» и из чего его делать. Люди не столь профессионально образованные в этой сфере, готовы называть памятниками любое историческое здание.
Константин Михайлов
В тех странах, и даже тех городах и регионах России, где хотя бы у местной власти стоят люди, любящие свою родину, почему-то исторические памятники реставрируются, возможности находятся
Об отсутствии возможностей говорят те, кто не умеет их находить.
поддержать
3
Представляют ли на самом деле такие памятники какую-либо угрозу ля жизни горожан?
Алексей Клименко
Для потенциальных застройщиков, можно сказать, интересантов, — представляют, конечно. Для них любое такое здание — как кость в горле. Застройщики заинтересованы в том, чтобы было новое, поскольку новое может уйти на несколько этажей вверх, и можно освоить землю, одним словом, из любого квадратного метра исторической земли можно выжать огромное количество прибыли.
Константин Михайлов
Бывает, конечно, когда здание доведено до такого состояния, что начинает осыпаться и разваливаться, но для этого есть свои методы. Во-первых, совершенно не обязательно доводить исторические постройки до такого состояния, а во-вторых, можно делать специальные укрепления. Даже если приходится идти на демонтаж каких-то отдельных аварийных конструкций, работы совершаются только после тщательной фиксации, обмера, чтобы потом воссоздать элемент и восполнить утрату.
поддержать
4
Алексей Клименко
Каждый раз, когда возникают те или иные коллизии, я в первую очередь обращаю внимание на то, что чиновники играют огромную роль в установлении хотя бы относительного порядка в этой области. Это нужно понимать прежде всего
Второе — роль экспертного сообщества.
Константин Михайлов
Надо следить за тем, чтобы городские власти настаивали на соблюдении своих законодательных актов в сфере строительства в охранных зонах. Я думаю, что здесь стоит ужесточать ответственность за сохранение таких домов, для тех, кто сносит здания без разрешения, без обращения в соответствующие инстанции. Мне кажется, оптимальным вариантом было бы лишение возможности осуществлять проект застройки, отзыв всех разрешений на строительство, использование земельных участков и так далее.
поддержать
5
Какой стала бы столица без исторических построек?
Алексей Клименко
В Москве ведь уже осталось очень мало того, из-за чего она была так любима и так привлекательна не только для поэтов, но и для огромного количества простых горожан. С исчезновением исторической застройки вымывается, уходит гуманность, сердечность, душевность Москвы.
Константин Михайлов
Утрачивая исторические здания, любой город, в том числе и Москва, теряет свою идентичность. Неповторимое своеобразие, которое присуще только ему. Новые здания, как правило, никак не связаны с духом здешних мест. В Москве достаточно места для архитектурного творчества, экспериментов и образцов. Но то, что прошло проверку временем — исторические районы — должно остаться неизменным.
поддержать
О результатах и будущем
— Как любой автор, я не могу быть полностью довольна результатом своего проекта. Да и он еще не окончательный. Это живой интерьер, который будет преображаться. Но то, что я сейчас вижу, превзошло ожидания.
Сейчас мы реставрируем комнату, которую нам продали прошлые соседи. Там в скором времени будет воссоздан интерьер женской спальни. Если кто-то из других соседей решит уехать в отдельное жилье, мы будем не против купить и отреставрировать их помещение в соответствии с исторической подлинностью.
Мы проводим здесь экскурсии. Иногда будем устраивать мероприятия: концерты при свечах, мастер-классы по фотографии, лекции по истории искусства, архитектуры и Петербурга. Сейчас у нас проходит выставка художника Николая Блохина. В сентябре планируется мистическое шоу с тарологом, в октябре — романсы и лирические песни Сергея Рогожина, в ноябре — джазовое трио Александра Маслова. Цена на них разная и зависит от уровня сложности мероприятия, разброс от 1500 до 5000 рублей.
О деньгах и желании всё бросить
— В момент реставрации у меня часто возникали мысли «Зачем всё это?». Особенно сильно я это ощутила в начале пандемии. Было очень тяжко: я тогда потеряла работу на 4 месяца, все проекты встали. А поскольку реставрация — это очень большие финансовые затраты, у меня появились кредитные обязательства перед несколькими банками. И ни один из них не пошел навстречу, никто не дал кредитных каникул.
Я сгорала морально и духовно. В эти моменты я была близка к тому, чтобы всё бросить, законсервировать и продать. Мне казалось, что мне не потянуть это. Но потом пошли послабления карантина, всё стало налаживаться, я кое-как смогла выбраться из долгов.
Я не могу назвать конкретную сумму, которую мы затратили на создание проекта, посчитать очень сложно. Могу сказать лишь одним словом: много. Купить старый предмет в плохом состоянии можно дешево. Но отреставрировать его — дорого, отреставрировать грамотно — еще дороже, а найти хорошего реставратора, который сделает хорошо, — это вообще серьезные ресурсы.