Что сварить
Наконец, необходимая составляющая осеннего уюта — горячий напиток. Можно, конечно, просто заварить любимый чай или сварить привычный кофе, а можно поэкспериментировать. Вот несколько идей — простые и эффективные от TikTok-блогеров, которые легко повторить без каких-либо специальных навыков, и от лучших городских кофеен для тех, кто любит более сложные рецепты.
Итальянский горячий шоколад
Ингредиенты:
- Какао — 1 ст. л.
- Сахар — 2 ст. л.
- Соль — щепотка
- Молоко — 2 чашки
- Крахмал — 1 ст. л.
- Шоколад — 50 г
- Взбитые сливки для украшения
В сотейнике смешайте какао с сахаром и солью, залейте молоком, подогрейте. Смешайте небольшое количество теплого какао с крахмалом, пока тот не растворится, влейте в общую кастрюлю. Шоколад мелко нарежьте, добавьте в кастрюлю, помешивайте, пока он не растворится. Дайте напитку пару минут настояться, потом подавайте со взбитыми сливками.
Гранатовый чай
Ингредиенты:
- Гранат — по вкусу
- Апельсин — несколько долек
- Цукаты — по вкусу
- Вода — 500 мл
- Сахар — 2 ст. л. (или по вкусу)
- Зеленый листовой чай — по вкусу
Залейте зерна граната, дольки апельсина и цукаты водой, доведите до кипения, варите 5 минут. Добавьте сахар, помешивайте, пока он не растворится. Насыпьте в заварочный чайник чайные листья, залейте горячим отваром через ситечко, дайте завариться. Подавайте в прозрачной кружке, предварительно насыпав в нее немного гранатовых зерен.
Латте лимон-лемонграсс All Day от шефа по кофе Анастасии Годуновой
Ингредиенты для топинга:
- Цедра лимона — 75 г
- Экстракт ванили — 30 г
- Лемонграсс — 100 г
- Вода — 250 мл
- Сахар — 75 г
Разрежьте лемонграсс на крупные куски. Сложите ингредиенты в сотейник, уварите и затем процедите. Для приготовления латте вам понадобится 30 мл эспрессо, 200 мл кокосового молока и 30 мл получившегося топинга. Подогрейте молоко с топингом, затем соедините с эспрессо в чашке.
Черносмородиновый сбитень из сети кофеен Paul
Ингредиенты:
- Сахарный сироп — 15 мл
- Лимонный свежевыжатый сок — 15 мл
- Семена кардамона — 1 г
- Гвоздика — 4 шт
- Пюре черной смородины — 35 г
- Мед — 18 г
- Кипяток — 180 мл
Все ингредиенты добавляем в чайник. Прогревам и смешиваем под парообразователем. Сервируем.
Многообразие в одном
Сегодня можно приобрести банкетки практически любой формы и из самых разнообразных материалов. Изделия могут быть деревянными или металлическими, с резными или коваными ножками. Верх бывает мягким, обитым кожей или тканью, либо жестким. Очертания могут быть скругленными или простыми прямоугольными. В продаже встречаются банкетки с подлокотниками или без них. Также они могут быть оснащены спинкой и выдвижными ящиками. В качестве дополнительных элементов иногда выступают полки для обуви или подставка для телефона.
Банкетка без спинки напоминает тахту, а со спинкой – небольшой диванчик, кресло или скамейку. Банкетки бывают как одноместные, так и многоместные. Все зависит от размеров помещения. Банкетка со спинкой более комфортна, но ее габариты не всегда впишутся в небольшое пространство.
Маленькая банкетка с мягким сиденьем приобретает некоторое сходство с пуфиком, который также обычно размещают рядом с входной дверью. Но, в отличие от пуфика, который представляет собой обитый тканью табурет и, как правило, отличается квадратной формой, стандартные варианты банкеток все-таки занимают больше места, а многообразие их очертаний позволит подобрать модель на любой вкус и для любого кошелька.
Банкетку можно разместить рядом с зеркалом, у телефонного столика или возле двери, чтобы было удобно надевать обувь. Классическая деревянная модель будет хорошо смотреться рядом с консолью с зеркалом. Большинство этих предметов мебели обладает компактными габаритами, поэтому банкетку в прихожей можно поставить в углу или вдоль стены.
Банкетки многофункциональны: на них можно присесть, положить сумку, разместить поднос с кофе. В случае визита друзей банкетка в виде скамьи послужит дополнительным посадочным местом на кухне или в столовой.
банкетка ARTMAXбанкетка VOLPIбанкетка РОКОСбанкетка CAVIO
Цвета и формы
Неоклассика подойдет и любителям традиционного классического интерьера, и приверженцам минимализма – ведь, в отличие от классицизма, неоклассический стиль в интерьере заимствует многие элементы минимализма. Для создания мебели могут использоваться новые технологии и материалы, и владелец сам выбирает, как и в каком количестве в помещении будут присутствовать классические элементы.
Помещение должно быть оформлено в светлой цветовой гамме, без броских красок. Стены могут быть окрашены в белые и пастельные тона или оклеены обоями таких же оттенков. В декоре стен будут интересно смотреться и драпировки, словно сошедшие к нам с полотен художников, рисовавших сцены приемов и балов в богатых домах в XVIII-XIX веках.
модульная стенка РОКОС из натурального букатрехместный диван ROYAL LIFE
В интерьере должна быть душа семьи
— Правда ли, что хороший дизайнер всегда хороший психолог?
— Это, безусловно, так. Я иногда шучу, что финалом моей карьеры станет какое-нибудь пособие по психологии. Особенно сложно работать с парами. Половина пар выстраивает взаимодействие так: один партнёр делегирует другому ремонт и принимает всё, что будет создано. Это довольно простой вариант. Во втором типе пар супруги в равной степени вовлекаются в процесс, но у них абсолютно разный вкус, и мне приходится их ещё раз «женить». Вот это уже интересный челлендж — попасть во вкус обоих и никого не обидеть. Помню случай, когда одна пара буквально развелась у меня в кабинете. Они поругались, супруга выбежала из кабинета, хлопнув дверью, а потом я узнал, что через две недели они разошлись.
— Вот это да… А как понять, какой перед вами человек и что ему нужно?
— «Прочитать» клиента с самого начала невозможно. Ты приблизительно понимаешь, что перед тобой за человек, какие у него возможности и бэкграунд, но почти все люди очень закрытые. И тебе надо правильно себя вести, чтобы помочь им раскрыться и показать истинных себя. Только тогда станет ясно, что человеку действительно нужно, и мы сумеем создать действительно подходящий ему продукт. Я всегда подчёркиваю: частные интерьеры хороши только тогда, когда это не просто стильное произведение искусства, а портрет клиента — лицо его семьи, отражение её внутреннего мира. Лица дизайн-студии в интерьере быть не должно.
— Есть способ помочь клиенту открыться?
— Важно уметь слушать и по-настоящему слышать, то есть улавливать то, что находится на более глубоких уровнях слов, за пределами поверхностного восприятия. И быть абсолютно честным, чтобы люди чувствовали, что ты с ними открыт и естественен
Ни в коем случае нельзя строить из себя кого-то, кем ты не являешься.
— На первом этапе вы знакомитесь с клиентом, дальше идёт стадия эскизных и дизайн-проектов. Нужно ли показывать клиенту эти проекты?
— Можно обойтись и без этого, но только с давними клиентами. У меня такие есть — они пришли ко мне почти двадцать лет назад с запросом на классический интерьер в московской квартире. Мы так с ними сдружились, что, когда я проектировал их загородный дом, мы не делали никаких картинок. Конечно, я нарисовал им экстерьер, но всё остальное было уже на полном доверии. Это нормально, когда стороны связывают близкие отношения и каждый понимает, чего ждать от другого.
А вот новым клиентам визуализация необходима. Мы не можем быть уверены, что с первого раза их правильно услышали и поняли. Недавний пример из практики — мы сделали напольный орнамент для девелоперских заказчиков. Он им не понравился, и они захотели сами подобрать подходящий. Я согласился, и они прислали мне точно такой же паттерн. Абсолютно! Настолько у людей разное восприятие света, цвета, ракурсов — никогда не угадаешь. Именно поэтому у меня в бюро сидят десять высококлассных специалистов по 3D-моделированию, которые делают совершенно фотореалистичные картинки. Это самая расходная часть в нашем бизнесе, но без неё, увы, никак.
Эскиз консоли из авторской коллекции мебели Олега Клодта и Анны Агаповой, O&A London
— Ваше бюро — одно из тех немногих, которые делают масштабные и очень детальные эскизные проекты. Почему это ваша принципиальная позиция?
— Эскизный и рабочий проекты идут как раз после визуализации. У большинства бюро толщина эскизного проекта скромная, а рабочего — огромная. У нас же они одинаково объёмны. Дело в том, что я обязан уже на стадии эскиза продумать и проработать все детали — только так можно посчитать бюджет без ошибок.
И это связано не только с бюджетом, такой подход упрощает мою работу — так как я сам участвую в полной детализации, в какой-то момент мне нужно исключить себя из проекта, иначе я не переварю такой объём проектирования. На стадии эскиза я продумываю все профили, детали и сочленения, а рабочий проект — просто более детальная подача и отдельно созданный альбом индивидуальных изделий.
Как стать «зеленым» архитектором
Профильной образовательной программы для «зеленых» архитекторов в России пока нет. Зато направления «Environmental design and architecture» или «Sustainable architecture» преподаются во многих зарубежных университетах, например, в Массачусетском колледже искусства и дизайна, в Корнеллском университете, Университете Хьюстона, Университете штата северная Каролина, Университете Сент-Джонс и других.
Тем, кто хочет получить образование в России, можно поступить на программу подготовки «Архитектура» и «Градостроительство» в архитектурных вузах или, например, «Городское планирование» в Высшей Школе Урбанистики. В учебном плане большинства вузов по таким направлениям преподаются дисциплины, связанные с экологией городов, но чтобы получить дополнительные знания в области, можно поступить в магистратуру «Экология и природопользование» или получить дополнительное образование по одноименному направлению — такие программы есть на Географическом факультете МГУ.
Помимо прочего, для действующих архитекторов, желающих расширить набор знаний в экологических практиках, проходят краткосрочные курсы и интенсивны, подобный есть в Архитектурной школе «Марш» под названием «Экологически устойчивое развитие территорий».
Группа «Движение» и кинетисты
Сфера искусства тоже не оставалась в стороне от темы, и кинетические эксперименты стали новым этапом осмысления космического, непреодолимого, бесконечного. Некоторые художественные организации даже работали на военно-космическую промышленность. Вячеслав Колейчук из группы «Движение» делал инсталляции для Института атомной энергии им. Курчатова, основатель Казанского НИИ «Прометей» Булат Галеев создал по просьбе Королева систему наблюдения за космическими объектами и аппарат для психологической релаксации космонавтов во время долгих тренировок. Правда, разработки Галеева так и остались не у дел, на космических кораблях они не используются.
XX век был поглощен мыслями о движении, скорости, динамичности. Попытки в статичном искусстве передать бег, полет, движение автомобиля заканчивались по-разному
Для кинетистов было важно использовать эффекты реального движения, а не пытаться его изобразить. Впервые искусство перестало быть статичным, ему позволили вращаться, крутиться, светиться и издавать звуки
А в основе конструкций поселились шестеренки, тросы, моторы и рычаги.
Советские кинетисты возникли не в изоляции, их работы во многом пересекались с творчеством западных коллег. В США подвесные подвижные скульптуры — мобили — проектировал Александр Колдер.
Мобили А. Колдера. Источник
Его работы были очень популярны и стали обязательной составляющей интерьеров современных домов. Даже в СССР художника знали, а вещи, подобные его работам, появлялись в квартирах граждан. Вспомните «Служебный роман» (1977) Эльдара Рязанова, где замдиректора завода Юрий Самохвалов хвастается металлической конструкцией в гостиной.
Сцена из фильма «Служебный роман», реж. Э. Рязанов. Источник
Самыми выразительными кинетическими работами советского пространства запомнилась группа «Движение». Ее представители вышли из абсолютно разных областей, в очередной раз подтвердив ренессансный дух эпохи: Вячеслав Колейчук был архитектором, Лев Нусберг — живописцем, Виктор Бутурлин — студентом Московского инженерно-физического института, Валерий Глинчиков — научным сотрудником Института транспорта, Николай Кузнецов — сотрудником Института атомной энергии им. Курчатова.
Научно-техническая тематика проявлялась в большинстве их работ. В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции по заказу Института атомной энергии им. Курчатова Вячеслав Колейчук выполнил проект «Атом». Он представляет собой шар из полых металлических трубок, которые двигались от ветра.
«Атом», В. Колейчук, 1967. Источник
Названия работ другого художника группы — Франсиско Инфанте-Араны — отсылали к космическим событиям века: «Пространство-движение-бесконечность» (1963), «Галактика» (1967), «Проекты реконструкции звездного неба» (1965–1967). Он создавал скульптуры нового типа для мира, который немыслим без кино, телевидения, радио. Теперь искусство стало объектом, который объединял в себе свет, звук, движение и форму.
Конструкция «Пространство-движение-бесконечность», Ф. Инфанте-Арана, 1963–1965. Авторская реплика 2008 года. Источник«Спираль бесконечности» («А») из серии «Проекты реконструкции звездного неба», Ф. Инфанте-Арана, 1965. Источник
«Пространство-движение-бесконечность» представляла собой разнообразие пересекающихся геометрических фигур. На каркасы кубов натянуты капроновые нити, которые образуют плоскости, а на углах этих плоскостей — небольшие лампочки. Такая форма представлялась в 1960-е очень футуристичной, преодолевшей земное притяжение и парящей в воздухе без опор.
В 1967 году появилась кинетическая композиция «Галактика» на выставке ВДНХ. Трехметровая кристаллическая структура была собрана из металлических распорок и синтетической струны. Она двигалась, светилась, переливалась космическими бликами, играла электронная музыка.
Дизайнеры могут стать архитекторами, но не наоборот
— Многие считают, что между профессиями архитектора и дизайнера интерьеров есть некая вражда. Что думаете об этом?
— Это типичное для России мнение. В Британии, где находится наша вторая компания, есть три отдельные профессии: архитектор, дизайнер и декоратор. В большинстве британских архитектурных бюро даже нет дизайн-отдела — там просто никому не придёт в голову обратиться к архитектору с запросом на дизайн. Россиян это шокирует.
Первые 7–8 лет своей работы я совмещал обе эти профессии — и очень гордился этим. Но когда заказов стало слишком много, я постепенно отпускал вопросы дизайна. Потом я привык, что я архитектор, и это здорово, что сейчас я не занимаюсь цветосочетанием тканей и подушек со шторами, коврами и обоями.
Когда клиентов интересует моё мнение на любой стадии создания интерьера, я с радостью им делюсь. Но в обсуждении дизайна и материалов я стал рассуждать с позиции клиента. Я смотрю на интерьер как на картину — близко мне вкусовое сочетание или нет. И я не придумываю, как это можно было бы сделать по-другому, не оцениваю профессионально. Это задача Анны с коллегами.
— То есть дело в недостаточном разграничении обязанностей архитектора и дизайнера?
— Вражда возникает исключительно потому, что у людей либо плохо с коммуникацией, либо есть неопределённости в амбициях. Иногда к нам на собеседования приходят люди, которые не знают, в каком отделе хотят работать — архитектуры или дизайна. А у меня так выстроен бизнес-процесс, что всё чётко: если ты идёшь в архитектуру, ты точно никогда не будешь дизайнером, и наоборот. В момент выбора человек должен остановить внутреннюю борьбу и решить, что он, например, теперь чертит шкафы и продумывает пространства, а не выбирает подушки с коврами.
— Про сотрудников. Что вас удивляет в специалистах, которые приходят к вам на собеседования, но не проходят отбор? Каких знаний и навыков им не хватает?
— Меня порой удивляет отсутствие хотя бы базового уровня подготовки. То ли это общий образовательный базис проваливается, то ли ещё что-то… Даже выпускники МАРХИ — я не говорю уже про другие вузы — не знают, как устроен классический карниз. В результате люди не в состоянии спроектировать элементарную дверь. Это просто катастрофа, потому что любой интерьер состоит из деталей — нельзя сделать красивое сочетание материалов и цветов и при этом кривую дверь не той толщины.
Команда архитектурного бюро Олега Клодта
— В других интервью вы говорили, что в МАРХИ вас не учили тому, что умеете сейчас…
— В моё время дизайну интерьеров точно не учили. Нам не преподавали детализацию, но готовили ко всему, с чем только можно столкнуться, — мы проектировали музеи, здания малой, средней и высотной этажности, даже посёлки. Каждый такой проект занимал по полгода — и так проходило всё обучение. Но, выходя из МАРХИ, люди не понимают, что такое планировка, не понимают, что интерьер — это та штуковина, которую надо прожить.
У тебя должно быть объёмное видение, которое в вузах не развивают. Оно необходимо, чтобы делать вещи одновременно удобные и красивые. Как говорил Витрувий: «Архитектура — это польза, прочность и красота». В интерьере прочность можно отбросить, а польза и красота — вещи абсолютно неразрывные. И ты должен проектировать интерьер и каждую деталь, имея это в виду. Вот этому пониманию нас не учили совсем.
— Получается, это видение можно развить только через опыт?
— Да, именно так. К сожалению, у многих людей представление об интерьере, что это просто, как покрасить стены в красивые цвета. Это ужасно. Быть интерьерщиком намного сложнее, чем архитектором. В архитектуре масштаб происходящего настолько более крупный, что там не требуется такого знания материалов и глобального понимания очень разных вещей. Недаром очень многие интерьерщики становятся хорошими архитекторами, но не наоборот. Есть уникумы вроде Фрэнка Ллойда Райта или Ренни Макинтоша, но их потому все и изучают, что они уникальны. Это люди, которые проектируют здания, имея в виду интерьеры. Большинство архитекторов про интерьер даже не думают. Мы часто с этим сталкиваемся в работе с девелоперскими проектами. Когда даже в самых лучших бюро не могут нарисовать планировку — это абсурд.
— Говоря в одном интервью о будущем российского дизайна, вы сказали, что оно зависит от качества образования студентов. Тогда вы оговорились, что идти в преподавание не планируете. Что изменилось сейчас?
Космос
В 1960-е тема космоса стала лейтмотивом культурной жизни страны.
Такая активизация научной деятельности, поиск новых ориентиров привели к междисциплинарному обмену.
Запуск спутника и полет Гагарина в космос открыли перед человечеством новые горизонты. Люди ждали, что граница между небом и землей сотрется и человек воспарит к звездам, обретет там новый дом, космос станет обитаемым. Оптимизм времени отразился в работе художника Таира Салахова, где две фигуры — мужчина и женщина — со светящимися шарами, напоминающими спутник, летят в небо.
«Тебе, человечество!», Т. Салахов, 1961
Фантастические формы, вдохновленные деталями космических кораблей и металлическим блеском спутников, служили прообразами для предметов быта. Копии планет, комет, звезд, астероидов и метеоров поселились в хрущевках под видом пылесосов, часов, осветительных ламп и т. п. Яркие примеры этой тенденции — пылесосы «Ракета», «Сатурн», «Чайка», часы с уникальным механизмом «Ракета», стиральная машина ЭАЯ.
Пылесос «Сатурн», Вильнюсский завод электросварочного оборудования, 1967. ИсточникПылесос «Ракета». ИсточникПылесос «Чайка». ИсточникСтиральная машина ЭАЯ-2 выпускалась Рижским электромашиностроительным заводом с 1950 года. ИсточникНастольные часы «Молния», 1961, Челябинский часовой завод. Источник
Помимо промышленного дизайна космическая тема транслировалась и в кино. Если американский зритель был затянут героически-пафосной сагой «Звездные войны», то советских граждан с экранов радовали мечтательные образы фильмов «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам», «Семь стихий» и, конечно же, «Гостья из будущего». Кинематографический космос стал продуктом эпохи.
Кадр из фильма «Туманность Андромеды», 1967, реж. Е. Шерстобитов