Ампир сталинской эпохи
Направление дизайна, которое возникло вместе с эпохой И.В. Сталина, пыталось копировать французский стиль. Добротность, строгость, массивность — так можно охарактеризовать обстановку крупногабаритных квартир сталинского периода.
В основном в этих помещениях были высокие (3–3,5 метров) потолки, которые украшала лепнина упрощённого вида. Розетки для люстр также размещались на потолке и были декорированы. на полу, как правило, был паркет из натуральных пород древесины.
Двери внутри квартир чаще всего просто красили белой краской или застекляли (целиком или частично). Это было удачным сочетанием с тёмной и массивной мебелью. Оконные рамы изготавливали из окрашенной в коричневый цвет древесины дуба.
Безрисуночная плитка светлых оттенков украшала стены санитарных помещений (туалетов и ванных комнат). В редких случаях по краю плитки шёл неброский цветочный бордюр.
Для соответствия стилю ампир некоторые обеспеченные деятели тогдашнего государства не скупились и использовали массив дуба не только в мебели, но и для отделки помещения — в качестве материала для потолка и стен.
Обеспеченные люди могли позволить себе «купаться в роскоши», используя в достаточном количестве дорогие материалы
Мебель выглядела очень тяжёлой, мрачноватой и имела округлые формы. Для разнообразия предметы мебели украшали шпоном, имитирующим ценные древесные породы. Элементы символики тех времён нередко использовали в дизайне мебели:
- звёзды военного типа (пятиконечные);
- венки из лавра;
- снопы из пшеничных колосьев.
Громоздкий семейный стол в виде круга или овала присутствовал практически в каждом жилище сталинского периода. Из набора среднестатистических предметов мебели можно добавить шкаф для одежды со шпоновой инкрустацией, диван из натуральной кожи, трельяж с зеркалом, письменный стол, в котором столешница была обтянута зелёным сукном.
Много официальных визитов заканчивались в таком интерьере
Цветовые предпочтения в обивке были связаны с приверженностью Сталина к классике — неяркие и неброские оттенки бежевого, зелёного, чёрного, коричневого. Яркие цвета были не в моде.
Осветительные приборы были гордостью каждого жителя сталинки. Чаще всего это была массивная бронзовая люстра с множеством рожков и подвесок из хрусталя. Ещё одним модным элементом была настольная лампа с тканевым абажуром.
Материалы для текстиля были не слишком разнообразными — без рисунков или с самыми простыми принтами. Хлопок или бархат — даже в выборе материала можно было проследить иерархию в материальном благополучии советских людей. Бархатные дорогие портьеры, покрывала можно было встретить в квартирах богатых людей, люди попроще довольствовались хлопком, ситцем и сатином.
Декоративные элементы сталинского ампира изготавливались из натурального материала. Фарфор, керамика, бронза, мрамор, хрусталь были наиболее востребованы.
Большие напольные вазы с изображением Сталина, керамическая посуда с гжельскими узорами, бронзовые светильники, хрустальная посуда — вот далеко не полный перечень типичных предметов сталинского ампира.
Такой декор можно было увидеть и в учреждениях, и в квартирах обеспеченных людей
Следует отметить, что это стилевое направление в последнее время вышло на новую волну популярности. Снова ценятся и квартиры с высокими потолками, и предметы интерьера того времени, и дизайн, повторяющий французский ампир.
Паркетный пол, хрустальные люстры, большие зеркала, овальный обеденный стол с высокими стульями — всё это перекликается с элементами использования стиля ампир
Видео: ампир в интерьере
Видеозарисовка об элементах ампира поможет вам ещё ближе познакомиться с этим стилем.
Дизайнерское направление, в котором можно подчеркнуть состоятельность и многозначительность своей персоны, — стиль ампир. Если у вас есть такое желание, и вы можете себе это позволить, то смело окунайтесь в эпоху французского правителя Наполеона Бонапарта, удивляйте своих друзей, радуйте близких.
Декор
Безусловно, при помощи некоторых вещиц можно лаконично закончить стиль. Например, для этого используйте:
- Предметы на военную тематику, сделанные из бронзы и металла
- Ковры для стен, сделанные вручную на Востоке (или в этом стиле)
- Картины, написанные художниками, оформленные в рамку из позолоты
- Орнаменты Египта, фараоны, пирамиды и сфинксы на картинах
- Шкуры убитых животных
- Обязательно вешайте зеркала
- Часы из бонзы
- Люстры из хрусталя, много вариантов светильников, в которых подвески сделаны из стекла
- Вазочки, статуэтки, шкатулочки, сундучки, корзинки и т.п.
- Посуда из фарфора
Продуманные тщательным образом нюансы, все до мелочей, позволят организовать жилое пространство самым лучшим образом, учитывая всю суть современности.
Гостиница “Украина”
Следующая высотка — это уже не жилой дом, а гостиница. Ее строительство было закончено в 1957 году. Дом стал вторым по высоте (34 этажа, 206 метров). Именно от неё начинается открытый тогда же, в 1957 году, Кутузовский проспект, вокруг которого впоследствии сформировался один из самых престижных районов Москвы. Название гостинице дал Хрущев, который распорядился переделать два боковых корпуса под квартиры, которых в итоге получилось почти 250. Известные жильцы: режиссёр Сергей Герасимов и писатель Анатолий Рыбаков. Подъезды выглядят очень обычно.
Гостиница же поражает своей роскошью. В 2010 году ее реконструировали и передали под управление известной международной компании “Рэдиссон”. Теперь ее официальное название “Рэдиссон Ройал, Москва”. Роскошь здесь чувствуется в каждом сантиметре пространства.
Потолок украшает плафон диаметром в 10 метров под названием “Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине”.
Коллекция произведений искусства, оставшаяся здесь с советских времён, впечатляет: одних картин в ней 1200. Например, в отеле можно увидеть известную диораму “Москва — столица СССР”, созданная к Нью-Йоркской выставке 1977 года.
Минимальная стоимость ночи в “Рэдиссон Ройял” составляет 8 тысяч рублей, а самый дорогой из 497 номеров, президентский люкс площадью 370 квадратных метров, обойдётся почти в 339 тысяч
Авангард
Стиль возник на заре ХХ века как отрицание всем сложившимся стандартам в обустройстве интерьера, отсюда и необычные формы привычных предметов, контрастные сочетания, обилие произведений современного искусства.
Основные черты стиля:
- авангард отлично подходит для просторных помещений, желательно нестандартной планировки, вместо стен и дверей для зонирования используются арки, ступени и подиумы;
- что касается цветовой гаммы, то используются черный, белый и красный цвета, но главное – это сочетание контрастных оттенков. Авангард позволяет смело использовать оранжевую мебель и зеленые стены;
- отделочные материалы должны быть самыми новыми – это основное требование. Для стен можно подобрать металлические обои или интересную декоративную штукатурку, для потолка подойдут подвесные потолки и ламинированные панели, пол может быть наливным с эффектом 3D;
- главное требование к мебели – необычная форма. Классическим гарнитурам, привычным формам и материалам не место в стиле авангард. Мебель не должна содержать слишком много декоративных элементов;
- аксессуаров должно быть минимум, мелкие предметы украшения не приветствуется. Обязательно найдите место предметам современного искусства;
- окна по возможности должны быть большими, могут быть нестандартной формы. Шторы выбирают однотонные и яркие, можно использовать рулонные шторы. Искусственное освещение может быть разной интенсивности, а в разных зонах можно использовать и разный свет. Чем более необычная форма светильника, тем лучше.
Для каких помещений подходит
Стиль ампир не может вмещаться в маленькие площади, т. к. требует большого пространства. Это оформление подходит для императорских дворцов, резиденций богатых вельмож. Наличие не низких потолков, обширных оконных проёмов — непременное условие для воплощения такого дизайна.
В современное время такой дизайн тоже востребован. Он не утратил своих позиций в среде обеспеченных людей. Применив оформление в стиле ампир, можно показать свой высокий материальный и представительский статус. В обстановке этого стиля царит рационализм, присущий владельцу таких жилищ.
В этом стиле могут оформлять не только жилые помещения, но и интерьеры для деловых встреч, презентаций, картинных галерей, администрации. Крупные компании, банки, фешенебельные гостиницы и солидные фирмы для поддержки своего высокого статуса могут вести деловые переговоры, принимать высокопоставленных лиц в такой шикарной обстановке.
Немного истории
Зародился стиль ампир в начале XIX столетия, когда художник Жак Луи Давид, часто изображавший и восхвалявший императора Бонапарта, представил правителю мебель в его характере. Изделия так понравились Наполеону и его свите, что автор стал регулярно выполнять заказы на такую мебель.
Но «правил» величественный дизайн не очень долго – примерно с 1799 по 1814 год. До этого времени приоритетом аристократических интерьеров был французский неоклассицизм. Его чертами были античные мотивы, продвижение идей Просвещения, строгость и сдержанность. На смену же пришел довольно помпезный, чрезмерно напыщенный и величественный, но не такой вычурный, как барокко, ампир. Его недолговечность объясняется тем, что высшие круги общества вынуждены были использовать понравившиеся императору и его приближенным элементы интерьера, а после падения Наполеона популярность ампира пошла на спад. Хотя между вернувшимся в моду классицизмом и ампиром можно увидеть схожие черты.
Основной идеей стиля стало восхваление императорской власти и самого Наполеона. Много внимания уделяется военным действиям французской армии. При этом все искусство строго регламентируется властью. По заказу монарха возводятся и перестраиваются дворцы Мальмезон, Версаль, Лувр и Тюильри. Авторами выступили Пьер Фонтен и Шарль Персье. Они сделали императорские усадьбы помпезными и роскошными, чтобы выразить величие Священной Римской Империи, как того требовал Бонапарт.
Жак Луи Давид стал основоположником моды на ампир. В 1800 году он написал портрет мадам Рекамье, которую на свое усмотрение «одел» в римскую тунику. На картине она была изображена на кровати с типичным изогнутым изголовьем в императорском стиле. Рядом художник изобразил торшер в древнеримском стиле. Эту картину можно считать началом «царствования» нового стиля.
В 1812 году даже был выпущен справочник «Собрание эскизов для украшения интерьера», созданный Персье и Фонтеном. В книге было прописано использование самых разных народных мотивов всех времен, что провозгласило некоторую эклектичность ампира, но основой оставался величественный римский стиль.
Но стремление прославить величие римской империи доходило до смешного: Наполеон обязывал придворных ходить в римских туниках, и элита французского общества была вынуждена зимой мерзнуть в плохо обогреваемых дворцах.
Немного истории
Зародился стиль ампир в начале XIX столетия, когда художник Жак Луи Давид, часто изображавший и восхвалявший императора Бонапарта, представил правителю мебель в его характере. Изделия так понравились Наполеону и его свите, что автор стал регулярно выполнять заказы на такую мебель.
Но «правил» величественный дизайн не очень долго – примерно с 1799 по 1814 год. До этого времени приоритетом аристократических интерьеров был французский неоклассицизм. Его чертами были античные мотивы, продвижение идей Просвещения, строгость и сдержанность. На смену же пришел довольно помпезный, чрезмерно напыщенный и величественный, но не такой вычурный, как барокко, ампир. Его недолговечность объясняется тем, что высшие круги общества вынуждены были использовать понравившиеся императору и его приближенным элементы интерьера, а после падения Наполеона популярность ампира пошла на спад. Хотя между вернувшимся в моду классицизмом и ампиром можно увидеть схожие черты.
Основной идеей стиля стало восхваление императорской власти и самого Наполеона. Много внимания уделяется военным действиям французской армии. При этом все искусство строго регламентируется властью. По заказу монарха возводятся и перестраиваются дворцы Мальмезон, Версаль, Лувр и Тюильри. Авторами выступили Пьер Фонтен и Шарль Персье. Они сделали императорские усадьбы помпезными и роскошными, чтобы выразить величие Священной Римской Империи, как того требовал Бонапарт.
Жак Луи Давид стал основоположником моды на ампир. В 1800 году он написал портрет мадам Рекамье, которую на свое усмотрение «одел» в римскую тунику. На картине она была изображена на кровати с типичным изогнутым изголовьем в императорском стиле. Рядом художник изобразил торшер в древнеримском стиле. Эту картину можно считать началом «царствования» нового стиля.
В 1812 году даже был выпущен справочник «Собрание эскизов для украшения интерьера», созданный Персье и Фонтеном. В книге было прописано использование самых разных народных мотивов всех времен, что провозгласило некоторую эклектичность ампира, но основой оставался величественный римский стиль.
Но стремление прославить величие римской империи доходило до смешного: Наполеон обязывал придворных ходить в римских туниках, и элита французского общества была вынуждена зимой мерзнуть в плохо обогреваемых дворцах.
Особенности стиля ампир в интерьере
Стиль ампир, появившийся во французской культуре, постепенно стал распространённым явлением в других странах Европы, в том числе и в России.
Немного истории
Первые десятилетия 19 века — время начала шествия этого стиля по историческим весям. Помпезный вариант оформления интерьера не зря связывают с периодом правления Наполеона. Именно это время — расцвет ампира с декором победителей в виде военной геральдики, военных лавровых венков и всего, что связано с успехом, процветанием, роскошью.
Из Франции дизайнерское направление проникло в Россию, это было связано с тем, что французское влияние в начале 19 века распространялось во всех областях жизни. Русские богатые люди пользовались услугами французов: гувернёров, архитекторов, живописцев. Одежда, речь, манеры, оформление помещений — во всём знатные вельможи ориентировались на Францию. Многие дворцовые комплексы, построенные в то время в России, несут на себе отпечаток французского ампира.
Роскошь и величие сквозят во всех элементах
Обеспеченная знать не только в столичных и крупных городах «увлекалась» ампиром, провинциальные «нувориши» тоже заказывали предметы интерьера в этом стиле, но они не были такими монументальными и роскошными как в столицах. Поэтому существует условное деление русского ампира на столичный и провинциальный.
Эпитеты, которыми можно наградить стиль ампир, — роскошный, пафосный, демонстрирующий величие, монументальный.
Характерные черты стиля
Такие черты присутствуют в помещениях стиля ампир:
-
наличие колоннад, скульптур в стиле античности, роскошных лепных элементов;
-
на стенах — множество картин и зеркал в дорогих рамках (зеркала отражают роскошь и великолепие, подчёркивая и умножая богатство обстановки);
-
потолки оформлены в духе произведений искусства — с применением резьбы, позолоты, лепнины;
-
наличие хрустальных массивных люстр с большим количеством подвесных элементов;
-
основательная мебель (чаще всего из дорогих пород дерева, мрамора, порфира) с украшениями и декорирующими элементами (львиные фигурки, римские колонны, сфинксы и др.);
-
в декоре интерьера много элементов с военной и гербовой символикой;
-
всё оформление ориентировано на центр помещения, который подчёркивают хрустальная потолочная люстра, красивый узор на полу;
-
поверхности предметов выполняют с использованием зеркальных и бронзовых материалов.
Такой дизайн ассоциируется с парадностью, помпезностью и невероятным шиком.
Как зарождался стиль ампир
Рождение и расцвет стиля ампир пришелся всего на одно десятилетие в период 1804 по 1813 год, а после свержения императора он был и вовсе забыт во всех европейских странах.
Наша страна, несмотря на войну с Наполеоном, начала активно перенимать это направление дизайнерского искусства. Самое удивительное, что ампир в России продолжал существовать и после прихода к власти революционеров.
Именно к этому направлению относятся величественные и монументальные здания, построенные в советское время, и интерьеры дворцов (в тот период их массово называли домами культуры, дворцами пионеров и т. п., но сути это не меняло), которые поражали своим пафосом и отстраненной красотой.
Расцвет ампира в России пришелся на время правления Сталина (сталинский ампир), видимо это и есть отражение этого направления – где присутствует власть одного человека, там и приживается этот стиль.
В настоящее время стиль ампир выбирают сильные и уверенные в себе, стремящиеся к власти люди, как правило, крупные бизнесмены и чиновники.
И, разумеется, это, прежде всего выбор обеспеченных людей, ведь такая отделка помещения стоит довольно дорого, и всем свои видом она должна подчеркивать высокий статус и финансовое благополучие владельца.
Но не стоит думать что ампир – это только пышность, богатство и величие. Сегодня это направление в оформлении интерьеров, видоизменилось и упростилось – такой ампир в домашнем стиле называют бидермеером.
Направления стиля
Как уже говорилось, интерьер в стиле ампир 19 века получил два основных направления, что обосновано активным развитием его в двух сильнейших империях: Российской и Французской.
Французский ампир
Французский ампир – это, можно сказать, классика. Цель создания стиля, в целом, до сих пор связана и с современным использованием подобного оформления.
Давайте подумаем, в каком случае помещение стоит сделать в стиле ампир:
Несложно догадаться, что наиболее удачными и подходящими вариантами станут: гостиная, зал для приемов, большой холл для торжественных мероприятий и приема дорогих гостей, элитные гостиничные номера, резиденции и так далее
То есть, актуально таким образом выделить те места, в которых стоит подчеркнуть монументальность внешнего вида, важность и торжественность какого-либо события. Так, в принципе, было и во Франции
Ампир – стиль имперский, предназначенный, в первую очередь, для выделения могущественности и величия власти
Он насаждался верхним слоям власти и никогда не был народным. Не зря на предметах декора, стенах, картинах часто изображали элементы имперской символики, военных достижений. Даже самыми распространенными оттенками являлись цвета, связанные с символом Франции – флагом. Зрелищность, великолепие – это одни из главных характеристик французского варианта стиля.
Русский ампир
Русский интерьер в стиле ампир имеет свою предысторию. А началось все еще при правлении предшественника Александра – Павла.
- Он крайне отрицательно относился ко всему, что связано с Францией. Это в первую очередь было обосновано с экономической точки зрения: так можно было простимулировать производство отечественных товаров.
- При всем этом, русские мебельщики активно искали пример для подражания, каковым стал парижанин Ж. Жакоб.
- Как итог, «жакоб» русского происхождения, ставший именем нарицательным, впитав в себя элементы французского ампира, также был наделен своими индивидуальными чертами.
- К ним стоит отнести большую простоту и герметичность форм, монументальность.
- В то время в России впервые стали изготавливать изделия из таких дорогостоящих пород дерева, как красное и карельская береза.
- Основное отличие, благодаря которому узнается русский ампир, это – особая архитектурность оформления.
- С приходом к власти Александра I мало что изменилось, и ввоз предметов мебели извне по-прежнему не поощрялся. Но, при этом, влияние Франции не могло не отразиться, так как она все же диктовала моду.
- Неудивительно то, что мебель российского изготовления отличалась от иностранной, ведь ее проектирование было поручено и отечественным архитекторам, таким как, например, Стасов и Воронихин. Они-то, в основном, и внесли эти высокоархитектурные черты.
Условно, такие предметы русского ампира можно разделить на 3 категории:
- дорогостоящие, из ценных пород дерева, предназначенные для имперских владений;
- предметы, оформляющие усадьбы были несколько скромнее;
- к середине 19 века ампир стал больше проникать в народ.
Разумеется, распространение он получил не среди категории крестьян, а среди помещиков, мелких чиновников и управителей. Но такое воплощение ампира в интерьере больше напоминало немецкий вариант противостояния данному стилю, о котором мы говорили выше (бидермайер).
Для более бюджетной мебели применялись соответствующие сорта древесины: липа, береза, например. При этом их зачастую окрашивали, имитируя ценные породы.
Из всего вышесказанного можно сделать разумный вывод: российские интерьеры в стиле ампир выделялись большей строгостью, простотой и архитектурностью.
Сталинский ампир
Интерьер «сталинский ампир» стоит выделить отдельно. Дело в том, что это не совсем тот ампир, о котором идет речь в данной статье. Стиль содержит элементы также: неоготики, барокко, арт-деко.
Проще говоря, направление, впитавшее в себя характерные черты некоторых ведущих стилей Западной Европы, процветавшие в период, начиная от позднего средневековья и заканчивая эпохой Просвещения. Интерьер в стиле «сталинский ампир» отражает все многообразие эклектики 1930-1950-х годов.
Возможно, многие знают или даже помнят, насколько престижно было жить в сталинских квартирах. Да и сейчас цена на них не только не упала, а, скорее возросла.
- Высокие потолки;
- Большие окна;
- Лепнина;
- Просторные комнаты в количестве 4-5-ти;
- Паркет.
Все это – признаки жилища обсуждаемого типа. Рассмотрим фото и познакомимся с архитектурными и интерьерными традициями сталинского ампира.
Видео в этой статье: «Интерьер квартиры в стиле сталинский ампир», расскажет об оформлении в нём жилых помещений.
Сталинский ампир в интерьере
Сталинский ампир – это не только внешнее оформление зданий. В интерьере он тоже нашел свое отражение. И сейчас, кстати, этот стиль продолжает пользоваться популярностью, вероятно, в силу своих основных идеологических составляющих – оптимизма, добротности и надежности. Но, конечно, без возведения в культ идеологии коммунизма и его достижений.
Чего уж таить, жить в сталинском доме в советское время считалось очень престижным. Так как там были действительно хорошие квартиры: с высокими потолками, удачными планировками (в них было по 4-5 просторных комнат!). для таких квартир характерны были высокие окна, оформленные в виде эркера.
Если говорить об оформлении интерьера в стиле сталинский ампир, то это присутствие лепнины на потолке, выкладка паркета елочкой, в каждой комнате может быть свой вид паркета, розетки для люстр. На пол кладутся ковры, лучше красные.
При выборе деталей для оформления интерьера стоит обратить внимание на роскошные хрустальные люстры и бра. Мебель лучше выбрать из темных пород дерева, ореха или дуба, лакированную. Сталинский ампир в интерьере – это высокие книжные шкафы со стеклянными дверцами, серванты, заполненные красиво расставленной хрустальной и фарфоровой посудой, буфеты
Можно внести в интерьер характерную атмосферу того времени, установив большие напольные часы из темного дерева, круглый обеденный стол с массивными стульями. Широко применялись и журнальные столики, конечно, не из стекла и железа, как в наше время, а деревянные на испещренных резьбой ножках
Сталинский ампир в интерьере – это высокие книжные шкафы со стеклянными дверцами, серванты, заполненные красиво расставленной хрустальной и фарфоровой посудой, буфеты. Можно внести в интерьер характерную атмосферу того времени, установив большие напольные часы из темного дерева, круглый обеденный стол с массивными стульями. Широко применялись и журнальные столики, конечно, не из стекла и железа, как в наше время, а деревянные на испещренных резьбой ножках.
В противовес темной мебели для стен лучше выбрать светлые пастельные тона.
Широко применяются в интерьере сталинского ампира межкомнатные двери белого цвета, с обязательным остеклением. Причем остекление может быть в виде мозаики.
Для создания уюта активно используются такие детали как красивые белые скатерти, массивные шторы с держателями, бронзовые статуэтки и подсвечники, хрустальные вазы. Посуда обязательно качественная, из светлого фарфора. Если у вас есть столовое серебро, смело используйте и его, это тоже деталь для создания стиля.
Стены декорируются картинами. Хорошо, если будет отдельный уголок под библиотеку – со шкафами из массива, уставленными книгами. Можно сделать кабинет в стиле того времени: это массивный стол, диван из темной кожи и лампа с характерным абажуром зеленого цвета.
Одним словом, сталинский ампир в интерьере – очень приятный стиль, можно сказать, вне времени, потому что он направлен на создание ощущения добротности, веры в хорошее. И именно там вы можете обыграть вещи, оставшиеся от пожилых родственников так, что они станут не ненужной рухлядью, а самым настоящим антиквариатом.
artishock.org