«интересно» или «неуместно»: что думают архитекторы о проекте реставрации нотр-дама

Фото и описание

В Санкт-Петербурге находится много памятников, посвященных победам русской армии. Особенно впечатляют Нарвские триумфальные ворота, которые были построены в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Представляют собой памятник архитектуры в стиле ампир. Находятся на площади Стачек неподалеку от станции метро «Нарвская».

Первые ворота были построены из дерева и алебастра в конце июля 1814 года. Идея принадлежит известному архитектору Джакомо Кваренги. И уже 30 июля через них в торжественной обстановке прошли воины-победители, которые возвращались из Европы. Ворота были установлены за Обводным каналом, в самом начале Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву, и поэтому местное население стало называть ворота Нарвскими.

Через 10 лет ворота сильно обветшали, и император Александр I издал указ о возведении новых ворот из более прочного материала на берегу реки Таракановка (позже была засыпана), немного южнее прежнего места. Проектом стал заниматься архитектор Василий Петрович Стасов. В целом он сохранил замысел Кваренги и в конце августа 1827 года, в годовщину Бородинской битвы, был заложен I камень. Особенностью проекта новых Нарвских ворот было то, что конструкция была создана из кирпича, обшиваемого медными листами. Из медных листов образована и скульптурный ансамбль: шестерка коней (скульптор Пётр Карлович Клодт) и фигура Славы (скульптор Степан Степанович Пименов).

Искусствоведами отмечено, что для скульптуры Нарвских ворот характерна строгость и простота, здесь нет аллегорической усложнённости образов, которыми отличаются монументально-декоративные произведения этого времени.

Новые ворота были открыты в середине августа 1834 года. Их высота составляет 23 метра, вместе со скульптурой Победы – свыше 30 метров, общая ширина – 28 метров.

В нишах между колоннами коринфского ордера можно увидеть 2 статуи древнерусских витязей, выполненных по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Вся скульптура изготовлена из кованой меди. В центре аттика, на обоих фасадах имеется надпись золотыми буквами: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834». Ниже располагается та же надпись на латинском языке.

Архитектор Стасов во внутренних помещениях ворот думал создать мемориальный музей, в котором бы хранились подлинные вещи и документы, рассказывающие о войне с армией Наполеона. Этим планам не суждено было сбыться. Внутреннее пространство было использовано под казарму для солдат Нарвской заставы, контролировавших въезд и выезд людей из города. Здесь служил гвардейский офицер и будущий знаменитый художник-живописец Павел Андреевич Федотов.

Медь, эффектная на первых порах, уже через некоторое время после открытия в ситуации петербургского климата подверглась коррозии. К концу XIX столетия ворота отреставрировали, поменяв медные листы на железные, но это только усилило коррозию.

9 января 1905 года Нарвские ворота стали очевидцами несчастного события в истории России – Кровавого воскресенья. Здесь некоторые участники мирной демонстрации были расстреляны. И по этой причине после октябрьских событий 1917 года, Нарвская площадь, в центре которой установлены ворота, станет называться площадью Стачек.

В 1925 году была организована новая реставрация ворот, но ее прервала Великая Отечественная война, во время которой они сильно пострадали от бомбежек и артобстрелов. После войны ворота снова подвергались реставрации: в 1949-1951, в 1979-1980 и 2002-2003 годах.

Долгое и сложное восстановление

Разрушения собора вызвали глубокий шок у современников по всему миру. Осип Мендельштам написал стихотворение, посвященное трагедии, где колокола Кельнского собора с осуждением восклицали: «‎Что сотворили вы над реймсским братом?».

Восстановление храма началось еще до окончания войны, в 1915 году. Помимо французского правительства, значительный вклад внесли частные пожертвования, в том числе от крупного бизнесмена из США Джона Рокфеллера-Младшего. Свыше двух десятилетий, до 1938 года, длился первый этап восстановления. В ходе него были заменены все деревянные элементы конструкциями из армированного бетона, установлены перекрытия и крыша, восстановлены стеклянные витражи. Несмотря на огромный объем проведенных работ, собор не был полностью восстановлен. В 60-ые и 90-ые этапы восстановления продолжались, преодолевая мучительные сложности.

Лишь в 2016 году, спустя 100 с лишним лет после разрушения, Нотр-Дам де Реймс предстал в том же виде, в котором находился в 1914. С 2017 года проводится ремонт сводов центрального портала, замена части материалов внутренней отделки, реконструкция украшающих фасады скульптур.

Уже тогда обрисовались основные проблемы реконструкции. В той или иной мере они встанут и спустя век, в 2019 году:

Необходимость чрезвычайно осторожного и продуманного сохранения структурной целостности здания — готические соборы, получив повреждения, очень хрупки и могут сложиться как карточный домик.
Потребность в привлечение очень редких специалистов, способных воссоздать средневековые (ныне практически утерянные) строительные решения. Особенно остро этот вопрос стоит со сгоревшими деревянными перекрытиями, элементами декора.
Эффективная организация кропотливого ручного труда мастеров-рестораторов в течение долгих лет, подобный собор нельзя отреставрировать «по кальке». 
Разработка новых инженерных решений и технологий

Каждая реставрация подобного масштаба очень индивидуальна и рождает новые вызовы.
Обеспечение стабильного финансирования. Реставрация подобного масштаба и сложности — это всегда очень дорого.

Биографическая справка

  • Из-за ранней смерти отца и старшего брата Василий Стасов в 14 лет бросает учебу в гимназии при Московском университете, где учится рисовать и чертить, и устраивает на работу. Его первое место – чертежник в Московской управе благочиния, где со временем он дорастает до помощника архитектора с правом самому проектировать здания. 
  • После переворота в 1801 году Стасову поручают оформить Сокольничье поле в Москве, на котором планируются коронационные торжества в честь Александра I. Результат приводит нового императора в восторг, и в 1802 году он направляет способного юношу за границу – изучать архитектуру за государственный счет.
  • Стасов учится в Париже, потом в Риме, где за успехи в учебе Римская академия присваивает русскому архитектору звание профессора.
  • В 1811 году Василий Стасов также становится академиком Петербургской Академии художеств – звание присвоено за конкурсный проект памятника над могилой погибших в Полтавской битве. 
  • А еще за 3 года до этого – в 1808-м – архитектора принимают на службу при генерал-губернаторе Петербурга для работ «по особым высочайшим повелениям» с целью «составления чертежей для обеих столиц и всех городов России для казенных и публичных зданий. Ему предписывается служить «для переделки фасадов и наблюдения за строениями по оным», а именно – отвечать за строительство в центре города: в Адмиралтейских частях (территория между Невой и Фонтанкой) и на Васильевском острове. С этого времени он работает над самыми крупными заказами двора и государства. Император высоко ценил архитектора и заявил, что «У меня нет других художников, опричь Стасова».

Портрет архитектора В. П. Стасова.
Художник А. Г. Варнек. 1820-е годы 

Василий Стасов – яркий представитель позднего петербургского классицизма и предтечей неорусского стиля, предшественник К. А. Тона. Представительность, торжественность архитектурных форм – такова стасовская архитектура. Развивая идеи и композиционные решения ампира, зодчий часто обращался к строгим формам дорического ордера, его лаконичным, четким линиям, спокойной статике и монументальности. В оформлении Стасов часто использовал мотивы гражданского патриотизма и тему воинской героики, которые были связаны с событиями Отечественной войны 1812 года.

Предпосылки реконструкции

Начиная с 1-ой половины XVIII века власти и общественность Парижа, в том числе и выдающийся философ Вольтер, неоднократно ставили вопрос о необходимости перестроить центр города — прежде всего речь шла о перепланировке острова Сите и снесении зданий, построенных на мостах через Сену. Потребность в перестройке диктовалась последствиями индустриализации во Франции — к началу XIX века численность населения Парижа перевалила за 600 000 человек и город оказался явно не предназначен для такого большого количества жителей. Сеть узких кривых улиц, плотно застроенных зданиями, затрудняла дорожное движение, а плохие санитарные условия приводили к частым вспышкам эпидемий, что, в свою очередь, вело к оттоку богатых парижан, переселявшихся в пригороды на север и запад. Центр столицы в результате превращался в квартал бедняков, источник постоянной социальной напряженности.

План острова Сите 1771 года

Один из первых подобных архитектурных проектов накануне революции разработал теоретик архитектуры Антуан Катрмер-де-Кенси, предложивший расширить площади в каждом из районов Парижа и связать широким проспектом Лувр и Отель-де-Виль. Другой проект предложил Жан-Мишель Моро — главный архитектор Парижа. Он предусматривал масштабные работы по благоустройству набережных, прокладке новых улиц и расчистке пространства вокруг главных городских сооружений, однако из-за падения монархии ни один из этих проектов осуществлен не был.

Проект Флёрио-Леско

Во

II году Республики

Комиссия художников Парижа приступила к разработке самого амбициозного проекта городского переустройства. Главным его вдохновителем стал избранный

21 флореаля II года

мэром Парижа бельгийский архитектор и скульптор Жан-Батист Флёрио-Леско, после термидорианского мятежа за свою преданность Робеспьеру вошедший в число его ближайших сподвижников наряду с Сен-Жюстом, Кутоном, Давидом, Анрио, Леба и Коффиналь-Дюбаем. Однако план Флёрио-Леско оставался на бумаге вплоть до тех пор, пока продолжалась война с антифранцузской коалицией — лишь с заключением Мюнхенского мира

27 вандемьера VI года

и вводом в действие Конституции I года французское правительство и Парижская коммуна согласились выделить средства на осуществление реконструкции.

Проект включал практически полное переустройство исторической части города и прокладку магистралей вдоль оси восток-запад. Кроме того, должны были быть созданы новые площади за счет расчистки участков, конфискованных в годы революции у церкви. Новые широкие улицы и площади, которые должны были придти на смену узким улочкам, служили не только для благоустройства городской жизни, но и для предотвращения новых революционных взрывов — перегородить их баррикадами было практически невозможно, в то время как войска могли спокойно перемещаться по всему городскому пространству. Война внесла коррективы в этот архитектурный план — по предложению Огюста Робеспьера и Сен-Жюста столицу должны были украсить множество монументов в честь ее героев, в том числе две Триумфальные арки и Колонна Побед.

Жан-Батист Флёрио-Леско

К реализации проекта приступили в

начале VII года

— средства для него выделяли лично глава Управления финансов Мартен Годен и управляющий Банком Франции Клод-Николя Перье, а помимо Флёрио-Леско над архитектурным планом работали такие выдающиеся зодчие как Шарль Персье, Пьер Фонтен, Жан-Батист Ронделе и Жан Шальгрен.

Конюшенное ведомство

 Конюшенная пл., д. 1

В 1816 году Комитет строений и гидравлических работ принял решение перестраивать придворные конюшни, построенные ещё при Петре архитектором Н. Ф. Гербелем. Причина была проста: за столетие окружение конюшен на левом берегу Мойки изменилось, район становился центром города, требовалась реконструкция.

В комиссию Комитета вошли зодчие К. Росси, А. Модюи, А. Михайлов и В. Стасов. Выбранный ответственным за проект, Василий Стасов в докладной записке отмечал:

 «…кирпич обопрел до нарочитой глубины по толстоте стен и крошится изнутри от мокроты лошадиной, а снаружи от таяния снега, а более от морозов, особенно тех, кои случаются после дождей, ибо в предосторожность сих едких причин каменного цоколя не было, ни даже труб для стоку мокроты от лошадей… стены совсем ветхи и угрожают падением»

С 1817 по 1823 год Стасов вел работы по перестройке конюшен, с сохранением конфигурации и старых стен. Архитектор смог вписать сугубо функциональное здание в парадный облик города: корпуса следуют изгибам реки Мойки и Екатерининского канала, обрамляют площадь и скругляют угол за счет дорической колоннады, замыкают пространство двумя павильонами для хозяйственных целей. Юго-западный портик Конюшенного двора хорошо виден с Невского проспекта – так Стасов следовал негласному петербургскому правилу, согласно которому перспектива улицы должна замыкаться на какую-либо значимую архитектурную деталь: шпиль, портик.

После перестройки огромные конюшни расположились в монументальных корпусах, выходящих на Мойку, манеж – в торце здания на стороне канала Грибоедова, жилые корпуса и мастерские – в южной части, как и ведомственная церковь Спаса Нерукотворного Образа. Кстати, именно в ней в 1837 году отпевали скончавшегося А. С. Пушкина.

В журнале «Отечественные записки» появилось восторженное описание новой церкви: 

«Храм сей устроен по плану известного архитектора нашего В. П. Стасова и соединяет в себе огромность с строгою правильностию всех частей. Сия последняя доказывается не только приятностию для глаз, но тем верным повсюду отголоском пения и вообще служения, который дает несомненное оной свидетельство, который не может иначе существовать в зданиях, имеющих куполы…». 

В помещениях использовали технические новшества: чугунные колонны и перекрытия, подача воды паровой машиной. В водопойных залах установили гранитные чаши работы знаменитого каменотеса Самсона Суханова. Для лучшей освещенности помещений Стасов сделал больше окон, чем предполагалось по проекту.

Интересный факт: именно здесь, в перестроенных конюшнях, выбирал коня для работы с натуры Этьен Фальконе при создании «Медного всадника». А еще двух лошадей отобрал П. К. Клодт при работе над скульптурами для Аничкова моста.

После окончания всех строительных работ в 1823 году фасады здания покрасили в светло-серый цвет с белыми деталями. Конюшни казались украшением города, несмотря на хозяйственное назначение. Журнал изящных искусств в статье заявил:

«Конюшенное здание, равно как и церковь, получили новую фасаду по проекту Стасова, который давно уже известен многими хорошими произведениямиНе входя в разбор сего строения, во многих отношениях заслуживающего похвалу, скажем, что г. Стасов почитается одним из лучших наших зодчих и имеет отличные сведения по своей части». 

Оптимистичный и пессимистичный сценарий

Правительство Франции объявило конкурс среди архитекторов всего мира на лучший проект реконструкции. На данный момент ведущие бюро разрабатывают способы не только восстановления, но и улучшения достояния культуры — представлены варианты со стеклянной крышей, из дерева и углеродного волокна, вырабатывающего энергию для освещения или обогрева здания и множество других совершенно фантастических проектов. Что, конечно, интересный вопрос.

Что получается в итоге?

Супер-оптимистичный сценарий президента. В момент написание этой статьи (сентябрь 2019) поверить в него еще можно, но даже сейчас он представляется уж очень смелым.

Оптимистичный сценарий. При условии, что все пойдет предельно хорошо, главные работы (наиболее сильно влияющие на внешний вид собора) завершаться через 6-8 лет.

Реалистичный сценарий. Если делать осторожный, но приближенный к жизненным реалиями прогноз, поддерживаемый многими специалистами — восстановление займет 10-15 лет.

Пессимистичный сценарий. Объективные трудности и «‎усилия» чиновников могут затянуть вопрос на 20-30 лет. Плохой, но до какой-то степени возможный вариант.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 5 Нотр-Дамов, которые стоит посетить во Франции

Работы Стасова в Петербурге

В Петербурге архитектор строил жилые и торговые дома, дачи, мостики, реконструировал интерьеры во дворцах (как в столице, так и в других городах и усадьбах России).  Но из наследия мастера можно выделить несколько монументальных работ – это то, что принято называть «программой минимум» для каждого, кто приезжает в Петербург хотя бы на пару дней. Расскажем о них подробнее.  

Здание Российской академии наук

1-я линия В.О., д. 52

Первое общественное здание, над которым работал Стасов в Петербурге, – комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове.

В 1802-1804 годах для Российской академии, позже вошедшей в состав Академии Наук, было построено специальное здание на 1-й линии В.О. Двухэтажное, академическое, с повышенной средней частью, оно выделялось акцентированными ионическими пилястрами и фронтоном, который был украшен статуями Аполлона и муз – Полигамии, Каллилопы, Клио, Мельпомены.

Первоначальные чертежи, которые выполнял А. А. Михайлов-второй, император отклонил, а доводить проект до ума поручил Василию Стасову. Между зодчими возникла яростная полемика по поводу высоты фронтона над портиком: какую высоту здания брать за основу – флигелей или главного корпуса. В итоге идея Стасова одержала верх.

Здание строилось в 1811-1814 годах: два симметричных двухэтажных флигеля, ограда с воротами между главным домом и флигелями, во дворе – связанный с ними полуциркульный одноэтажный корпус конюшен, которые соединялся с флигелями главного здания колоннадами.

Позже здание перестраивалось, и архитектурный замысел Стасова со временем исказился. 

Сейчас здесь располагается филологический факультет Педагогического университета имени А. И. Герцена.

История строительства

Все достопримечательности Парижа имеют свою неповторимую и уникальную историю, но ни одна из них не овеяна такими тайнами и легендами, как Нотр-Дам-де-Пари. Монументальное здание украшает собой восточную часть острова Сите. В древности на этом месте стоял галло-римский храм Юпитера, который снесли и поставили вместо него первый христианский храм Парижа – базилику Святого Стефана. И только с 1163 по 1345 года здесь начали возводить Собор Парижской Богоматери. Во времена Великой Французской революции Собор был провозглашён Храмом Разума.

Строительство данного собора началось еще в 1160 году под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось приблизительно в 1345 году. Семинарии Нотр-Дама фактически стали сосредоточением духовной власти, в период ХIII-ХIV столетия. Из их стен вышло шесть епископов, однако впоследствии собор частично утратил свое превосходство, уступив олимп первенства таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.

Проходили столетия, и собор постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во времена Французской революции, когда наиболее яростные приверженцы революционной идеи принялись разрушать статуи иудейских царей на западном фасаде собора, приняв их по невежеству и необразованности за французских монархов.

Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 году Наполеон Бонапарт короновался здесь как император, однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.

Долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери началась лишь в 20-х годах XIX столетия во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание широких кругов общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описал плачевное состояние собора. Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел весьма объёмные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже через чур тщательные

Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел весьма объёмные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже через чур тщательные.

Была восстановлена большая часть утраченных статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные горгульи (рыльца водосточных труб в виде фантастических фигур).

Их вы сможете увидеть с близкого расстояния, если отважитесь подняться на башни собора (время посещения ежедневно, апрель-сентябрь, понедельник-четверг с 9.00 до 19.30, пятница-воскресенье 9.00-21.00; октябрь-март, 10.00-17.00; стоимость 7 евро). К началу нового тысячелетия фасад собора качественно отмыли, удалив с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна изумительная по своей красоте резьба на порталах собора.

Диспетчер настроек параметров объектов

Диспетчер настроек, предназначенный для настройки параметров объектов программы и создания шаблона чертежа, обеспечивает:

  • управление настройками параметров всех элементов программы (рис. 1);
  • управление видимостью объектов программы на чертеже в одном этаже либо с использованием поэтажной схемы здания, сформированной средствами программы (включая в этом случае просмотр аксонометрической схемы здания);
  • использование стандартных и создание пользовательских слоев с настройкой их свойств;
  • сохранение настроек в файле для их последующего использования в других проектах.


Рис. 1. Диспетчер настроек

Ямской рынок на Разъезжей

ул. Марата, д. 53

Строительством рынка Василий Стасов руководил в 1817-1819 годы. В своем отчете в Совет Академии художеств он писал: «С.-Петербурге <…> производится строение в 1819 году рынка близ Ямской, имеющего галерею вокруг из дорических колонн»

Здание выполнено в стиле классицизма. Оно построено в виде треугольника в плане, есть внутренний двор, колонны дорического ордера, украшающие фасады здания, образуют галереи. Колонны довольно редко использовали при строительстве торговых рядов в Петербурге, в основном применялись аркады. Цокольный этаж оживляют окна подвалов, на галерее – железные перила с решеткой.

В новых помещениях разместили 28 лавок. В основном здесь торговали мясом, поэтому рынок еще иногда именовали Мясным.

Интересный факт: именно это место встречается в фильме «Собачье сердце» по мотивам произведения Булгакова. Отсюда со ступеней Ямского рынка сходит профессор Преображенский, когда впервые видит Шарика, сидящего напротив в подворотне. Также рынок можно увидеть в фильме «Ларец Марии Медичи».

Интересные факты:

Московские Триумфальные ворота были построены в Санкт-Петербурге в 1834-1838 годах в память о победе русских войск в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Сначала планировалось установить их возле Обводного канала, но интересы активно растущего города вынудили перенести их на Московское шоссе (сейчас — Московский проспект). Таким образом, этот памятник монументального искусства сразу стал своеобразными парадными воротами на въезде в столицу, возле которых находились будки для военных караулов.

Ворота были построены из чугуна, из него были отлиты колонны, стенки перекрытий, детали карниза. Скульптуры и декоративное оформление ворот были сделаны из меди. На момент строительства Московские Триумфальные ворота стали крупнейшей чугунной конструкцией в мире. Вес каждой из 12 колонн примерно 450 тонн. Массивный антаблемент, стоящий на шести парах дорических колонн, украшен барельефом с изображением гениев победы, они держат щиты с гербами тридцати шести губерний Российской империи. Еще выше расположены восемь декоративных групп из воинских доспехов и трофеев.

На воротах имеется собственноручная надпись императора Николая I, оставленная им после их торжественного открытия: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши».

В 1936 году у властей Ленинграда возникла идея создать новый центр города на месте Московской площади, и ворота мешали строительству будущего Дома Советов. Поэтому их разобрали, чтобы украсить ими специально созданный парк. Но эта архитектурная перепланировка города не получила путевки в жизнь, и в 1959-1960 годах Московские ворота были восстановлены на прежнем месте в том же самом виде.

Во время Ленинградской блокады детали от разобранных ворот использовались для строительства оборонительных противотанковых сооружений у южной границы города.

Московские Триумфальные ворота дали название одноименной площади и близлежащей станции метро.

Высота Московских Триумфальных ворот составляет 24 метра, ширина – 36 метров, а высота колоннады — 15 метров.

Московские Триумфальные ворота включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Площадь Московские Ворота.

Московские Триумфальные ворота на карте:

Как добраться:
Ворота находятся по центру площади Московские Ворота, на пересечении Московского и Лиговского проспектов.

Ближайшая станция метро — «Московские Ворота». Наземный транспорт — остановки «Станция метро Московские Ворота», «Лиговский проспект».

Итоги реконструкции

Реконструкция Парижа стала крупнейшим градостроительным мероприятием своего времени — резко улучшились условия жизни и быта парижан, благодаря постоянному строительству удалось решить проблему с занятостью демобилизованных солдат, французская столица почти на 3 десятилетия была избавлена от социального брожения, благодаря чему режим якобинцев обрел устойчивость. Кроме того, масштаб преобразований шел на пользу имиджу как якобинской партии, так и ее вождей — популярность Робеспьера и его преемников в народе еще долгие годы оставалась на необычайно высоком уровне, в том числе благодаря успеху реконструкции.

Косвенными последствиями реконструкции стало развитие научных знаний — чтобы готовить квалифицированных инженеров и зодчих были созданы Политехническая школа, а так же Национальная школа мостов и дорог, где преподавали ближайшие соратники Флёрио-Леско — Персье и Фонтен, а в

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лучшие идеи для жилья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: