Баухауз. история самого смелого учебного заведения хх века

Работа курсов

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.

Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).

Школа Баухауз

На страницах данного ресурса мы уже обсуждали особенности архитектурной школы Баухауз, основанной Вальтером Гропиусом на частном примере . Хотя она была построена еще до изобретения нового стиля, его элементы там уже проявлялись самым ярким образом.

Внимательный читатель помнит, что архитектор Гропиус в начале XX века перевернул представление человечества об архитектуре и строительстве, «выведя из пробирки» новый вид зданий, в основу которого вошли прагматичность, рациональность, минимализм и взаимозаменяемость. Его творческие замыслы нашли отклик в обществе и были признаны логичными и обоснованными. В 1996 году 5 комплексов, выполненных в стиле Баухауз вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как дань памяти Вальтеру Гропиусу и его проектам, существенно повлиявшим на дальнейшее развитие в области строительства.

Всем любознательным поведаем о том, кто основал школу Баухауз. Случилось это в 1919 году в . Архитектором Анри ван де Вельде организовывается школа, на должность руководителя которой «выписывается» из Берлина Вальтер Гропиус. Он, в свою очередь, приглашает художников авангардистов, вместе с которыми и принимается развивать свои новаторские идеи.

Само здание школы, выстроенное в этом стиле, является первым из пяти памятников Баухауза. Мы можем наблюдать огромное количество окон. Ученье – свет! И за электричество не нужно платить, днем и так светло.

Здание школы Баухауз в Веймаре

Простота форм и линий с одной стороны лишает здание какой-либо индивидуальности, а с другой – это и есть его индивидуальность.

Знаковые изобретения

Cantilever chair (Cesca)

Консольное кресло с сиденьем, будто бы зависшем в воздухе, изобрел в 1928 году Марсель Бреер. Для каркаса он использовал стальные трубки и подарил изобретению уменьшительное имя приемной дочери – «Ческа».

Кресло Wassily (Model B3)

Создано Бройером в 1925-1926 гг., когда он возглавлял мастерскую по изготовлению шкафов в Баухаусе (период Дессау).

Bauhaus Cradle

Вдохновляясь работами Василия Кандинского, Петер Келер, студент школы Баухаус, создает абстракционистскую колыбель.

Легендарное кресло Grand Confort (оно же «LC2»)

Великолепие матовой черной кожи и каркас из холодной стали принадлежит фантазии Ле Корбюзье. Вы могли видеть это кресло в сериале «Шерлок», именно на нем обычно сидит главный герой. 

Изделия Марианны Брандт

Талант Марианны Брандт проявился в полной мере сразу в некоторых сферах. Она воплощала в своем творчестве целевые принципы баухауса, сочетая ремесло  с высоким художественным вкусом. Марианна делала фотоколлажи, рисовала и была первой женщиной, работавшей по металлу. 

Дизайн футуристических сервизов Брандт отражается в современных изделиях, ее почерк угадывается в острых носиках чайников, треугольниках подставок для салфеток, черных кубиках электронных часов.

Красно-синий стул Ритвельда

Rood-blauwe stoel — голландский дизайнер Геррит Ритвельд спроектировал в 1918 году. Ритвельд входил в ту же группу художников, что и Мондриан – «Стиль», отсюда – металлическая решетка-каркас и знакомые по дизайнам Мондриана цвета. 

Оригинальный красно-синий стул приютил Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Коллекция

Основой и отличительной чертой музея Баухаус являются исторические коллекции Klassik Stiftung Weimar, освещающие предысторию, историю и длительное влияние государственного Баухауса , основанного в Веймаре в 1919 году. Коллекция произведений искусства, относящаяся к годам становления наиболее важных Школа архитектуры и дизайна 20-го века значительно выросла за счет многочисленных покупок и пожертвований с 1990 года. Коллекция Гропиуса , принадлежащая Klassik Stiftung Weimar, является старейшей в мире коллекцией оригинальных работ Баухауза. Коллекция была значительно расширена с приобретением в 2010 году Ludewig Collection, которая содержала 1500 предметов функционального дизайна, датируемых с 1780 года по настоящее время, в том числе важные работы Баухауса.

Помимо архива Баухауза в Берлине, коллекция Баухауза в Веймаре является одной из самых важных в мире с точки зрения размера и качества.

Культ геометрических форм: мебель в стиле Баухауз

Простота формы и функциональность — основа хорошего дизайна. Таков девиз Баухауза — знакового направления в промышленном дизайне и архитектуре.

Что такое Баухауз?

Bauhaus — высшая школа строительства и художественного конструирования, открытая в Германии в 1919 году. В Баухаузе преподавали лучшие представители искусства ХХ столетия: Василий Кандинский, Пит Мондриан, Людвиг Мис ван дер Роэ.

Именно в Баухаузе сформировалось одноименное, принципиально новое течение в архитектуре и промышленном дизайне. Идеи Баухауза изменили представление не только о проектировании зданий, но и о том, как должны выглядеть повседневные вещи.

Мебель в стиле Баухауз — какая она?

Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («меньше — значит больше»). Основные черты стиля Баухауз, нашедшие отражение в мебели:

  • Лаконичные геометрические формы;
  • Конструкция, основанная на пересечении плоскостей;
  • Минимум декора, максимум функциональности.

На фото: одна из первых моделей мебели в стиле Баухауз — созданное дизайнером Mucchi Gabriele кресло Genni, Сегодня его изготавливает фабрика Zanotta.

На фото: знаменитое кресло Barcelona, силуэт котоорого представляет пересечение двух плоскостей. Выпускалось фабрикой Alivar.

На фото: слева — оригинальные стулья Имзов, справа — обеденный стул Arketipo Athena.

На фото: стулья Bonaldo Loto W, вдохновленные формой знаменитого стула Чарльза и Рэй Имз.

Современная мебель в стиле Bauhaus

Мебель в стиле Баухауз актуальна и сегодня. Востребованы как оригиналы и копии знаменитых моделей середины прошлого века, так и предметы, воплощающие основные черты этого направления.

Множкство культовых моделей домашней мебели, созданной в середине XX века, сегодня изготавливает фабрика Vitra.

Типичный представитель стиля Баухауз — мебель на каркасе из металлических трубок или тонких полос металла. Стулья, кресла, диваны и шезлонги такого типа традиционно имеют мягкие прямоугольные подушки из кожи, декорированные крупной стежкой.

На фото: коллекция стульев Prisma от фабрики Alias — яркий представитель стиля Баухауз.

Системы хранения и другую корпусную мебель в стиле Bauhaus отличает преобладание форм прямоугольника и квадрата, контрастная отделка и лаконичные фасады.

Мебель нужного стиля легко найти в IB Gallery

Ищете предметы интерьера в определенном стиле? В салоне IB действует услуга подбора мебели по фото или с нужными параметрами. Отправьте нам запрос и специалисты нашего салона подберут для вас мебель и освещение по каталогам более 700 европейских фабрик.

Дома мастеров

Немецкая памятная марка (2004 г.)

Недалеко от Баухауза (Ebertallee 65-71, ) Вальтер Гропиус построил дома мастеров как жилье для мастеров Баухауза. Они также служили образцами домов для современной жизни. Заказчиком был город Дессау, и мастера Баухауза жили там в качестве арендаторов.

С востока на запад был дом Гропиуса и двойные дома для Мохоли-Надя / Фейнингера , Мухе / Шлеммера и Кандинского / Клее . Планы трех двойных домов были идентичны: одна половина почти зеркально отображала другую и была повернута на 90 градусов.

Архитектура этих домов отличается кубической формой с плоской крышей, широкими монохромными поверхностями и большими окнами, которые создают связь между внутренним и внешним миром. Это соединение также тематически оформлено просторными террасами и балконами, а также многочисленными дверями: почти из каждой комнаты есть дверь, обеспечивающая выход на улицу. Элементы, которые хорошо видны снаружи, также являются радиаторами системы центрального отопления, с помощью которых «современник» должен был быть передан наружу, чтобы каждый мог восхищаться. Например, это даже привело к тому, что радиаторы в ванных комнатах были размещены в термически неприемлемых местах, чтобы они были хорошо видны снаружи через окна.

В больших окнах-студиях дома отражаются деревья впереди. Эти отражения смешиваются с деревьями за домом, делая эти элементы почти невидимыми или, в некотором смысле, прозрачными. Невозможно сказать, был ли этот эффект легкости или открытости изначально задуман строителями, так как популяция деревьев в то время подробно не известна.

Главные дома Гропиуса и Мохоли-Надя были разрушены во время бомбардировки в 1945 году. В 1950-х годах на фундаменте разрушенного дома Гропиуса (Emmer Haus) был построен жилой дом с традиционной двускатной крышей. Взорванная бомба половина дома Мохоли-Надя была снесена, оставив открытое пространство, которое оставило дом Фейнингера стоять в одиночестве (в настоящее время он используется Центром Курта Вейля ).

Немногочисленные существующие исторические фотографии интерьеров показывают, что жители Домов Мастеров адаптировали дизайн интерьера в соответствии с преобладающим духом времени, в отличие от внешнего вида. Только Мохоли-Надь обставил свой дом в соответствии с результатами, принципами и продуктами Баухауза. В доме Кандинских одна стена была восстановлена ​​в соответствии с оригиналом с использованием сусального золота.

Сегодня дома мастеров Гропиуса и Мохоли-Надя, разрушенные во время войны, были перестроены как абстрактные интерпретации оригинальной архитектуры по предложению британского архитектора Дэвида Чипперфилда под руководством берлинского офиса Бруно-Фьоретти-Маркеса. . Внутренние стены были спроектированы художником-концептуалистом Олафом Николаи с использованием различных типов штукатурки и оттенков белого, создавая изменяющееся впечатление в зависимости от падения света. Официальное открытие Домов мастеров было проведено Федеральным президентом Германии Гауком 16 мая 2014 года. Прежние споры о том, следует ли реконструировать дома в соответствии с оригиналом, теперь устарели.

Киоск (Trinkhalle), построенный по соседству с жилым комплексом Мастерс по плану Людвига Мис ван дер Роэ, был снесен в 1970-х годах. В 2013 году киоск был реконструирован в рамках реновации Дома мастеров.

Баухауз в Дессау

После того как в Веймаре прекратилось финансирование школы, всем причастным и сочувствующим пришлось собрать свои скромные пожитки и передислоцироваться в город Дессау.

Там в чистом поле по проекту Гропиуса было отстроено новое здание школы – еще более продуманное и рациональное. Хотя казалось бы, куда уж более.

Проект здания школы Баухауз в Дессау

Совсем недалеко от вдоль дороги были выстроены так называемые дома мастеров. То бишь людей, кто преподавал в школе. При обсуждении переезда школы из Веймара, строительство жилья для команды единомышленников было одним из условий Гропиуса. Логично в общем-то, надо же им где-то жить. Попрактиковаться на себе и увидеть плюсы и минусы своих конструкций никогда не помешает.

Один из домов мастеров в Дессау

Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)

1 / 3

Здание Баухауса в Дессау. 1928 годGetty Images

2 / 3

Студенты школы Баухаус. 1928 годBridgeman Images / Fotodom

3 / 3

Иоганнес Иттен. Начало 1920-х годовWikimedia Commons

В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, свое­го рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркива­лись чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.

Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрали­зованные представления: каждую неделю студенты вместе с пре­подавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухау­са!».

Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невоз­можно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. Чем-то движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и препо­да­вателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыха­тельных упражнений и медитаций); чем-то — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.

Баухауз в Дессау 1925-1931

Здание школы со стороны входа Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа

Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год — к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.

Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало — в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.

Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Баухауз: что такое Баухауз?

Направление в дизайне. Развивалось параллельно с русским конструктивизмом, имело с ним много общего.

Название состоит из двух немецких слов: Bau («строительство») и Haus («дом»). Движение зародилось в Высшей школе строительства и прикладного искусства (Hochschule für Bau und Gestaltung, или Staatliches Bauhaus), основанной в 1919 году в Веймаре (Германия) архитектором Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) и закрытой в 1933 году с приходом к власти Гитлера.

Движение развивалось параллельно с русским конструктивизмом и имело с ним много общего. Среди преподавателей школы были такие известные художники-экспрессионисты, как Василий Кандинский и Пауль Клее. В Баухаузе проповедовали культ геометрических форм и функциональности. В дизайне приветствовалось смешение различных приемов и техник.

В архитектуре важное значение придавалось стандартизации жилых построек, которая, в свою очередь, должна была способствовать внедрению новых принципов жизни. Архитекторы Баухауза, как и конструктивисты, активно занимались проблемами урбанизации и разработкой проектов индустриальных поселков. Основной формой жилых построек были многоквартирные трех-четырехэтажные дома для рабочих и служащих с низким доходом (Volkswohnungen)

Квартиры в них были двух-трехкомнатные, ванна и кухня рассчитаны на семью из пяти-шести человек. Украшение интерьеров минимальное, поверхности – гладкие монохромные, на стенах и потолке – штукатурка. Интересным примером таких зданий может служить дом с балконом. В нем все двери квартир выходили на общий балкон, опоясывающий снаружи каждый этаж. С балкона можно было попасть на межэтажную лестницу. Такие дома строились обычно из бетонных блоков и имели стальной каркас.

Мебельные формы в этом направлении лаконичные, геометрические. Стулья и кресла в основном без ручек, сконструированы по принципу пересечения плоскостей. В этом русле создается ряд новых моделей. Например, американский архитектор Марсель Брёйер (Marcel Breuer), работавший в то время в Баухаузе, изобрел мебель из стальных трубок. До сих пор не потеряло актуальность спроектированное Мисом ван дер Роэ (Mies van der Rohe) кресло, ножки которого сделаны из диагонально пересекающихся стальных трубок, а сиденье и спинка представляют собой одинаковые по размеру прямоугольники из кожи.

Основные мотивы:

  • геометрические: прямоугольник, квадрат, вытянутый прямоугольник, круг;
  • пространственные: асимметричные формы, вытянутые линии, диагонали. 

Дополнительные постройки

Дом Фигера находится недалеко от поселка на Зюдштрассе. Дом, построенный летом 1927 года, является единственным реализованным проектом Карла Фигера из серии проектов небольших домов, которые должны были быть построены с использованием рационального метода строительства с универсальными комнатами. Как частное жилое здание, оно закрыто для публики.

Штальхаус от Георга Мухе и Рихарда Паулика

Так называемый Стальной дом (Stahlhaus) был построен в 1926/1927 году и был совместной работой Ричарда Паулика и мастера Баухауза Георга Мухе . Они хотели продолжить усилия Вальтера Гропиуса по рационализации (сборка бетонных деталей), используя сборные стальные пластины в процессе сухой сборки. Тем не менее, Steel House оставался экспериментом, потому что он боролся с «проблемой горячего-холодного» из-за свойств материала. После реставрации до июня 2011 года в нем размещался информационный центр жилого комплекса Törten. Сегодня его можно посещать во время ежедневных экскурсий.

Бывшая служба занятости

Первое городское бюро по трудоустройству (сегодня Управление регулирования и транспорта города Дессау-Росслау) было построено в 1928/1929 году по проекту Вальтера Гропиуса. Строительством занималось и частное архитектурное бюро Гропиуса. Ричард Паулик принимал активное участие в строительстве бюро по трудоустройству. Однако внешнее впечатление сильно изменили переоборудованные деревянные окна.

Экскурсионный ресторан Kornhaus был построен в 1929/1930 годах от имени города Дессау и пивоварни Schultheiss-Patzenhofer прямо на дамбе Эльбы по проекту Карла Фигера. Название напоминает старый амбар, который стоял здесь прямо на Эльбе с середины 18 века до 1870-х годов. Здание до сих пор используется как ресторан.

Коллекция

Основой и отличительной чертой музея Баухауса являются исторические коллекции Klassik Stiftung Weimar, освещающие предысторию, историю и длительное влияние государственного Баухауза , основанного в Веймаре в 1919 году. Коллекция произведений искусства, относящаяся к годам становления самых важных Школа архитектуры и дизайна 20-го века значительно выросла за счет многочисленных покупок и пожертвований с 1990 года. Коллекция Гропиуса , принадлежащая Klassik Stiftung Weimar, является старейшей в мире коллекцией оригинальных работ Баухауза. Коллекция была значительно расширена с приобретением в 2010 году Коллекции Людевига, которая содержала 1500 предметов функционального дизайна, датируемых с 1780 года по настоящее время, в том числе важные работы Баухауза.

Помимо архива Баухауса в Берлине, коллекция Баухауза в Веймаре является одной из самых важных в мире по размеру и качеству.

История

Временный музей

Временный музей Баухауза

В 1995 году предварительный Bauhaus Музей был размещен в бывшем сарае на Theaterplatz перестроен Клеменс Уэнзеслаус Каудрей . Он включает руины Weimarer Zeughaus или арсенала .

На нем было представлено около 250 работ учителей и учеников школы Баухаус (1919-1933), в том числе основополагающие работы Вальтера Гропиуса , Йоханнеса Иттена , Лионеля Фейнингера и Марселя Брейера , а также несколько работ из предшественника движения, Генри ван де Вельде 1907 года. Школа.

К новому музею

Строительство нового музея Баухауса стало возможным благодаря финансированию, полученному в рамках специальной программы финансирования, созданной федеральными властями и властями штата в июле 2008 года.

Поскольку новый музей Баухауса должен был оказать сильное влияние на будущие решения по городскому планированию, все потенциальные места для музея в центре Веймара были тщательно оценены, прежде чем в апреле 2010 года наблюдательный совет выбрал парк Веймархаллен.

В соответствии со спецификациями, предоставленными Klassik Stiftung Weimar, в музее представлены художественные и эстетические позиции современного и современного периода Веймара и есть место для представления самых последних разработок. В музее, имеющем междисциплинарную направленность, представлены произведения изобразительного искусства, дизайна и архитектуры.

На международном конкурсе архитектурного дизайна, организованном Klassik Stiftung Weimar, архитектурные бюро со всего мира представили предложения по созданию нового музея Баухаус. Предложение-победитель было объявлено в марте 2012 года.

Общий объем инвестиций в проект составляет около 22 миллионов евро. На строительство музея выделено 14,5 миллиона евро.

Конкурс архитектурного дизайна

Конкурс архитектурного дизайна для нового музея Баухаус был объявлен попечительским советом Klassik Stiftung Weimar 14 июля 2011 года. Открытый международный конкурс, совместно организованный Klassik Stiftung Weimar и городом Веймар, состоял из двух туров. Целью первого раунда было найти подходящее место для нового музея Баухаус в сложной городской среде в центре Веймара. 1 ноября 2011 года жюри отобрало 27 претендентов на второй тур. Их попросили представить более подробную концепцию городского планирования, архитектуры и дизайна интерьера для нового музея Баухаус. Жюри состояло из семнадцати членов и поддерживалось группой из двенадцати независимых экспертов. Конкурс проводился компанией Schubert / Horst Architekten, Дрезден.

Всего для участия в открытом международном конкурсе зарегистрировались 2189 архитекторов из 60 стран мира. Из них 2039 человек прибыли из 32 европейских стран, 1151 из которых — из Германии. К началу октября 2011 г. свои предложения подали 536 участников. Klassik Stiftung Weimar настаивал на этой сложной процедуре, чтобы найти архитектурно инновационное, устойчивое, энергоэффективное и музеологически обоснованное решение для нового музея Баухаус, которое в полной мере использует потенциал городского планирования Weimarhallenpark. Все поступившие предложения остались анонимными для обеспечения объективности.

16 марта 2012 г. международное жюри присудило два приза за второе и два за третье места и присудило три почетных знака. Объявление победителей официально завершило конкурс архитектурного дизайна. Два приза за второе место получили Иоганн Биркандт (Ландау) и архитекторы HKR (Клаус Краусс и Рольф Курсаве, Кельн). Два приза за третье место достались Хайке Ханада с Бенедиктом Тононом (Берлин), которые в конечном итоге были назначены главными архитекторами, и Бубе / Даниэлой Бергманн (Роттердам). Тремя почетными наградами были отмечены предложения от Karl Hufnagel Architekten (Берлин), hks Hestermann Rommel Architekten und Gesamtplaner GmbH (Эрфурт) и Menomenopiu Architekures / Alessandro Balducci (Рим).

Затем Klassik Stiftung Weimar начал переговоры с четырьмя победителями в соответствии с процедурой VOF (Правила заключения контрактов для предоставления профессиональных услуг). Жюри предоставило победителям рекомендации по оптимизации их предложений при подготовке к процедуре VOF.

Все предложения второго тура конкурса выставлены в Новом музее в Веймаре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лучшие идеи для жилья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: